Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газпром тоже мог бы пожаловаться на Украину из-за «Опала»

Газпром тоже мог бы пожаловаться на Украину из-за «Опала»

Очередные жалобы Украины на притеснения со стороны Газпрома и Европы вновь выглядят полной демагогией. Киев подсчитывает, сколько он потеряет в случае решения Еврокомиссии расширить доступ Газпрома к газопроводу Opal. На самом деле, стоит подсчитывать совсем другое: сколько Украина выманила из Газпрома из-за того, что доступ к «Опалу» был все это время закрыт.

Украина жалуется Европе, что в случае расширения доступа Газпрома к газопроводу Opal она потеряет от 290 до 425 млн долларов ежегодных доходов.

Opal – это продолжение «Северного потока» по территории Германии. Сейчас ЕК разрешает Газпрому использовать только половину его мощностей, которые составляют 36 млрд кубометров. Так как по нормам Третьего энергопакета ЕС 100% мощностей трубы не могут быть переданы в пользование одной компании из-за угрозы монополизма. Теперь ожидается, что ЕК отдает под аукцион 30–40% мощностей (где может участвовать и сам Газпром), и только 10–20% по-прежнему останутся зарезервированы для неких неизвестных поставщиков. Дело в том, что за пять лет работы трубы желающих прокачивать по ней свой газ так и не нашлось – кроме Газпрома, разумеется. В итоге половина трубы большую часть времени просто простаивала.

Понятно, почему «Нафтогаз» занервничал. Увеличение мощностей Opal действительно позволит Газпрому нарастить объемы прокачки через «Северный поток» и сократить транзит через Украину.

Доводы Украины неубедительны

В «Нафтогазе» пытаются убедить ЕК не делать столь невыгодных Киеву шагов. В частности, в украинской компании говорят о необходимости соблюдать требования Третьего энергопакета ЕС, не допускать усиления зависимости европейских стран от российского монополиста и об угрозе снижения конкуренции.

Только доводы Киева крайне неубедительны. Во-первых, проведение аукциона на прокачку газа по Opal (на чем изначально и настаивал Газпром) находится абсолютно в рамках Третьего энергопакета ЕС.

Во-вторых, ни о каком росте зависимости Европы от российского газа и снижении конкуренции речи не идет. Произойдет лишь перераспределение маршрутов доставки российского газа в Европу – с ненадежного украинского на прямой северный. Доля российского газа на европейском рынке не увеличится. И желающие пользоваться газопроводом Opal по-прежнему имеют такую возможность – достаточно будет подать заявку на аукционе.

Кроме того, европейцам и так приходилось то и дело обращаться с заявками в Брюссель, чтобы тот позволил России качать через Opal больше необходимого им газа.  

Потери Газпрома

Между тем жаловаться на самом деле надо не «Нафтогазу», а Газпрому. Потому что именно российская компания, вложив вместе с партнером 1 млрд евро в строительство «Опала», оказалась ограничена в возможностях выбирать путь доставки газа европейским покупателям.

«Я бы по-другому вопрос поставил: «Сколько Газпром и его партнер потеряли по «Опалу» из-за того, что было принято политическое решение не давать использовать этот газопровод на полную мощность?» – говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Опал» был закрыт наполовину. И это значит, что Украина неправомерно в результате действий Брюсселя получала дополнительный доход», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Если исходить из оценок «Нафтогаза», то ежегодные потери Газпрома можно оценить в 530 млн долларов за неиспользование 50% мощностей Opal. Этот газопровод был введен в строй осенью 2011 года. Таким образом, переплата Газпрома за пять лет действия такой несправедливой ситуации (включая этот год) могла составить 2,650 млрд долларов. Соответственно, столько же «Нафтогаз», наоборот, за эти годы заработал на этом.

Такой проблемы в случае с «Северным потоком – 2» возникнуть уже не должно. Потому что теперь Газпром не будет строить на свои деньги и на свой страх и риск трубу по европейской территории типа Opal. «Будет подана заявка в рамках Третьего энергопакета газотранспортным операторам Европы, что есть потребность в поставке газа из района Грайфсвальда в Германии (конечная точка «Северного потока») до границы Германии и Чехии», – говорит Гривач. Согласно Третьему энергопакету, строить ГТС в Европу могут только компании, которые не занимаются добычей и продажей газа. Так, газ из «Северного потока» может легко поступать на юг Германии и далее в Восточную и Центральную Европу. Теоретически даже Украина сможет таким маршрутом получать российский газ (как и сейчас через Opal и другие газопроводы).

Будущее украинской ГТС зависит от самого Киева 

В 2008 году через Украину в Европу транспортировалось 117 млрд кубометров российского газа, в 2011 году уже 100 млрд, в 2011–2012 годах – 81–84 млрд, в 2014-м – 59 млрд, в 2015-м – 64 млрд. Осенью 2011 года как раз была введена первая ветка «Северного потока – 1», весной 2012 года – вторая ветка.

Показательна статистика по доле транзита газа через Украину. В 2008 году транзит через Украину составлял 70% от общего экспорта Газпрома в Европу, в 2011 году – 67%, в 2012-м – 56%, в 2013-м – 50%, в 2014-м – 40%. На текущий момент доля Украины составляет 43% (за девять месяцев 2016 года), посчитал Гривач.

В этом году, конечно, доля Украины останется на этом же уровне, потому что после принятия решения по Opal потребуется еще время для проведения аукциона. А вот в следующем году украинская газотранспортная система действительно лишится 10–15 млрд кубометров российского газа. Она потеряет примерно 5–7% своей транзитной доли в общем экспорте Газпрома в Европу, говорит Гривач.

Реальна угроза и того, что украинская ГТС вообще может оказаться без транзита.

Из-за «Северного потока» украинская ГТС уже лишилась транзита более 40 млрд кубометров российского газа в год. Благодаря расширению доступа к Opal в обход Украины пойдут еще 10–15 млрд кубов. «Северный поток – 2» рассчитан на поставки еще 55 млрд кубометров в год. «Турецкий поток» не менее важен – после ввода первой нитки Украина сразу потеряет транзит газа, который идет сейчас в Турцию, то есть около 15 млрд кубометров. После ввода второй нитки Украина лишится еще 15 млрд кубов, которые идут в Грецию, Болгарию и Италию.

Впрочем, если Киев вместо того, чтобы жаловаться, предпримет реальные шаги по восстановлению своего национального достояния, то украинская ГТС может пригодиться и после 2019 года.

«Если будет дополнительный гарантированный спрос, новые контракты под украинский маршрут, в рамках которых будет возможность провести модернизацию украинской ГТС, чтобы риски транзита в Европу не лежали на Газпроме, тогда этот маршрут будет использоваться, – говорит Алексей Гривач. – Дальнейшая судьба украинской ГТС зависит сейчас от тех, кто ею распоряжается. Смогут ли они сделать этот маршрут безопасным и привлекательным? Если спрос в Европе при этом на газ будет расти, тогда модернизированную украинскую ГТС можно будет использовать для транзита. Но не в текущих базовых условиях».

И, конечно, если при заключении нового транзитного контракта с Газпромом Украина не выставит России заведомо невыполнимые и невыгодные условия. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 27.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики