Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина призовет Евросоюз отказаться от российского газа

Украина призовет Евросоюз отказаться от российского газа

В Брюсселе не рассматривают газовый сектор в качестве инструмента санкционной политики против России

На Украине на следующей неделе собираются принять резолюцию с призывом к Евросоюзу отказаться от половины импортируемого российского газа, а также от «Северного потока-2». Несмотря на то что в ЕС давно пытаются представить экономическое сотрудничество с Москвой как угрозу безопасности объединения, возможностей в кратчайшие сроки реализовать идеи Киева там попросту нет.

По информации «Известий», Верховная рада Украины на следующей неделе собирается принять резолюцию, в которой призовет страны ЕС вдвое сократить поставки российского газа и нефти, а также приостановить реализацию проекта газопровода «Северный поток-2». Инициатором документа выступает председатель комитета украинского парламента по иностранным делам Анна Гопко. Обоснованием к принятию документа, по мнению автора, является «российская агрессия на востоке Украины и в Алеппо, которая должна быть остановлена».

Вынужденное сокращение поставок газа и приостановка реализации инфраструктурного проекта «Северный поток-2», по мнению украинских парламентариев, станут для России сдерживающим фактором. Примечательно, что ряд европейских политиков также рассматривает приостановку проекта «Северный поток-2» в качестве одной из мер в случае введения очередного пакета антироссийских санкций.

Однако подобные инициативы вряд ли будут поддержаны в Брюсселе на высшем уровне. Такое мнение высказал «Известиям» старший исследователь отдела всемирной безопасности в Центре исследований в области безопасности (CSS) Швейцарской высшей технической школы Цюриха доктор Северин Фишер.

— Некоторые члены Евросоюза уже продолжительное время пытаются приостановить реализацию «Северного потока-2». Но этот вопрос находится в ведении Еврокомиссии, только она может оценивать проект с точки зрения выполнения европейского законодательства. При этом я не думаю, что в настоящее время газовый сектор может быть целью санкционной политики против России, — сказал Фишер.

Кроме того, по его словам, проект стал символом диверсификации газовой политики ЕС. Многие суждения, высказываемые его противниками, неприменимы в условиях либерализованного рынка Европы. 

Известно, что Европарламент на этой неделе утвердил доклад «Стратегия ЕС в отношении сжиженного газа (СПГ) и газохранилищ». В нем говорится о необходимости расширения использования СПГ и снижения зависимости ЕС от газа в долгосрочной перспективе. Также отмечается, что проект «Северный поток-2» противоречит интересам ЕС и не должен получать финансовой поддержки Евросоюза или послаблений европейского законодательства. Брюссель также выражает обеспокоенность тем, что импорт газа из России в 2015 году вырос на 7% и что суммарно 41% импорта ЕС приходится на Россию. Именно в СПГ они видят альтернативу природному российскому газу. Так, в документе подчеркивается, что сжиженному газу должен отдаваться приоритет.

— Идеи «горячих голов» о включении «Северного потока-2» в санкционный список звучали не раз, вообще сопротивление на политическом уровне достаточно сильное, но это касается всех совместных инфраструктурных проектов России и Европы за последние 50 лет. Но я оцениваю эту вероятность как минимальную, поскольку проект направлен на улучшение газоснабжения Европы и развитие его внутреннего рынка по укреплению энергобезопасности, — сказал «Известиям» замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Не вижу ничего плохого в том, чтобы сжиженный газ стал альтернативой российскому. Если хочешь поощрять конкуренцию, ты должен использовать все доступные возможности. Но если хочешь заниматься политическими ограничениями, то это уже другой подход к организации рынка, не имеющий ничего общего с либерализацией и созданием равных конкурентных условий. 

Что касается украинской инициативы, то она, по его словам, имеет мало общего с реальностью, поскольку Евросоюзу просто нечем заменить российский газ. Такая задача выполнима лишь в долгосрочной перспективе и может быть реализована только через 10–15 лет.

Между тем 27 октября в Германию были доставлены первые стальные трубы для газопровода «Северный поток-2». В соответствии с графиком строительства до начала их укладки в 2018 году половина труб должна быть обетонирована и находиться на складских терминалах, расположенных вдоль маршрута газопровода.

Проект «Северный поток-2» реализуется на основе уже существующего «Северного потока» и предусматривает строительство двух дополнительных ниток к существующей газотранспортной системе, чтобы увеличить ее пропускную способность. Протяженностью около 1200 км, он пройдет по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Сейчас 100% Nord Stream-2 принадлежит голландской «дочке» «Газпрома» Gazprom Gerosgaz HoldingsBV. Проект также поддерживают немецкие Uniper и BASF/Wintershall, англо-голландская Royal Dutch Shell, австрийская OMV и французская Engie, которые впоследствии собираются стать акционерами этой проектной компании. 

Автор: Дарья Цой

Источник: Известия, 31.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики