Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Работа по «украинской» схеме. Сможет ли Белоруссия прожить без российской нефти?

Работа по «украинской» схеме. Сможет ли Белоруссия прожить без российской нефти?

Похоже, что нефтегазовый диалог России и Белоруссии в очередной раз зашёл в тупик. На минувшей неделе республиканские власти в опять пообещали рассчитаться за российский газ до конца месяца, но слова не сдержали. Лайф решил узнать, реально ли белорусам выжить без «братских» углеводороводов и не являются ли их угрозы найти других поставщиков — пустым набиванием цены?

Через пару месяцев спору России и Белоруссии по оплате газа стукнет год. К сожалению для «Газпрома», праздновать, кроме этого события, пока нечего: очередные двусторонние переговоры, состоявшиеся на прошлой неделе, ни к чему существенному, кроме очередных обещаний, не привели.

Газовый спор естественным образом породил и спор нефтяной. Пока республика не оплатит свой долг в $300 млн, Россия не восстановит былую прокачку нефти, ставил ультиматум зампред Правительства РФ Аркадий Дворкович.

Уже не первый раз недовольная российскими контрактами Белоруссия наконец начала публичные попытки снизить зависимость от российских нефти и газа. И так падающий ещё с 2015 года импорт в этом году просел ещё больше — на 10 и 5% соответственно, свидетельствуют попавшие в распоряжение Лайфа данные Статистического комитета Белоруссии ("Белстат«).

Незаменимый союзник

Сокращение потребления, правда, едва ли поможет Белоруссии снизить влияние иностранных партнёров на свою экономику. По данным Белстата, более чем 90% энергоресурсов Минск закупает за рубежом, собственное производство даёт стране всего лишь 1,6 млн тонн, или 8% от общего потребления. Вся белорусская добыча едва ли сравнится со всего лишь одним средним российским месторождением.

Несмотря на снижение импорта из России, нефтяная зависимость от соседа ничуть не уменьшилась — по прошлому году это 22,9 млн т из 22,9 млн т общего импорта, узнал Лайф из материалов «Белстата». Доминирование России вполне логично: две страны уже давно ведут переговоры об общем рынке нефти и газа в рамках ЕАЭС, правда, пока никак не могут согласовать параметры интеграции.

Второй по важности партнёр Минска, как ни странно, далёкая и постоянно испытывающая проблемы Венесуэла. Там местная «Белоруснефть» ещё с 2007 года ведёт добычу нефти и газа на 13 месторождениях. Но оттуда через порт украинской Одессы в Белоруссию ежегодно поставляется не больше 0,6 млн т.

Импорт из Южной Америки обходится братскому государству примерно в два раза дороже закупок у России: нефть приходится транспортировать через океан и несколько морей, дальше уже ­по трубе, что едва ли сохраняет закупки выгодными, замечает в разговоре с Лайфом эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Логично, что начавшиеся проблемы с добычей у Венесуэлы и нарастающий нефтегазовый кризис в отношениях с Россией заставили Беларусь демонстративно искать новых поставщиков. Первым партнёром стал Азербайджан, у которого Минск купил нефть на прошлой неделе, вторая партия может прийти уже из Ирана, анонсировал в начале октября президент страны Александр Лукашенко.

 

«Это всё больше похоже на пиар-акции, направленные на прямое давление на Россию в вопросе получения скидок. Из того же Ирана, заметьте, новостей так и не пришло, что, впрочем, неудивительно: по такой же цене, как Россия, Иран навряд ли согласится нефть поставлять» — Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

 

Из той же оперы и заявление на тему замены недополученной нефти переработанным мусором, сделанное в июне главой Минприроды Андреем Ковхуто. Как и предложение начать добычу в российском Татарстане, потому что, если верить Лукашенко, «в своё время нефть выкачали и увезли из Беларуси». На самом же деле нефть у страны есть — просто её намного выгодней продавать в Европу, а не потреблять самим.

 

Миллионы на перепродаже

Дело в том, что российское чёрное золото достаётся Белоруссии с большой скидкой: согласно договорённостям, его экспортной пошлиной не облагают. При этом добытую своими силами нефть — а это порядка 1,6 млн т в год — Белоруссия сама не потребляет, предпочитая внутренней переработке поставки в Германию.

Экспортировать в Европу намного выгоднее, чем перерабатывать и продавать самим: если из России нефть закупается по цене в $25 за баррель, то в Германию она отправляется уже за $37, замечает Юшков. По словам же белорусских чиновников, экспортируют потому, что местные НПЗ изначально создавались именно под переработку намного более «тяжёлой» сибирской нефти, а нефть местную они не берут.

Но больше всего денег «братская республика» делает не на европейцах, а на Украине. Разница идёт на миллионы: из-за дефицита топлива в стране Киеву приходится закупать белорусский бензин и дизель в среднем по $385 тыс. за тысячу тонн. Для сравнения, в Россию Беларусь продаёт бензин и дизель в среднем по $346 тыс. за тысячу тонн. Как говорится, почувствуйте разницу.

Замена России на любую другую страну-поставщика была бы для Белоруссии невыгодна, соглашается эксперт Европейского центра энергетической и ресурсной безопасности Брайан Кинг.

— Сложно представить, чтобы страна отказывалась от преференций при и так низкой цене закупки. В теории закупать нефть можно было бы у стран ЕС, но, поскольку как таковой нефтяной биржи там нет, по цене это навряд ли будет дешевле, чем закупать нефть в том же Азербайджане, — считает собеседник. — Вероятно, закупки в России восстановятся, если у белорусского руководства ещё осталась хоть малейшая толика логики и здравого смысла не провоцировать Россию на урезание льгот и работу по «украинской» схеме.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 02.11.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики