Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стадия истощения: как Украина собралась обеспечить себе газовую независимость

Стадия истощения: как Украина собралась обеспечить себе газовую независимость

В «Нафтогазе» опровергли ранее озвученные сообщения в СМИ о том, что Украина собирается увеличить добычу сланцевого газа и превратиться в самодостаточную державу. Однако украинские энергетики все равно ищут способы нарастить объемы добычи. Как обстоят дела в стране с природными ресурсами и подземными хранилищами? Разбиралось Федеральное агентство новостей.

По уверениям Киева, украинцы не планируют заниматься сланцевым газом, но будут использовать доступные современные технологии, чтобы традиционно добывать только природный газ. Причем речь идет об увеличении объемов на 35 процентов — с 20 до 27 миллиарда кубометров в год. Но дела в этом отношении у Украины так плохи, что в этом никто не верит. И тема со сланцевым газом нет-нет да всплывает в информационном пространстве.

Как рассказал эксперт по нефти и газу, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, на Украине изначально были два проекта, которые подразумевали добычу сланцевого газа.

«Это Юзовская площадь на территории Донецкой области, частично Харьковской, и Олесская площадь во Львовской и Ивано-Франковской областях. На Юзовскую площадь наведывался Shell, на Олесскую — Chevron. Все рассчитывали, что западные компании придут с имеющимися продвинутыми технологиями и будут добывать сланцевый газ. В принципе, управление энергетической информации США давало хорошие данные по возможным запасам залежей газа: мол, Украина по этому показателю находится на четвертом месте. Запасы оценивались в один триллион и 200 миллиардов кубических метров», — комментирует эксперт ФАН.

Но существовали и большие риски. Кроме США и Канады нигде в мире не осуществлялось успешных попыток добывать сланцевый газ.

«Та геология, которая представлена на Украине, похожа на польскую. Месторождения сланцевого газа на Олесской площади, например, открыли еще в советское время, и тогда их объединили в одну геологическую структуру вместе с польскими районами. Потому можно смотреть на перспективы добычи сланцевого газа на Украине, обращая внимание на Варшаву. Туда тоже заходили американские компании и после четырех скважин, которые они там пробурили на протяжении трех лет, пришлось уйти. Две скважины оказались сухими, остальные показали не промышленный приток газа. Экономически добывать такие объемы было бессмысленно», — продолжает собеседник агентства.

Даже сами польские компании, которые оставались в этих проектах, отказались от этих разработок. Потому и перспективность украинских проектов тоже невысока — вкупе с экономическими проблемами в самой стране и войной в Донбассе. 

«На Олесском участке украинцы рассчитывали добывать до трех миллиардов кубов газа в год, на Юзовском — от 10 миллиардов кубов. При реализации этих проектов они бы стали независимыми в газовом отношении, учитывая нынешний уровень потребления, который сильно упал. Традиционные месторождения Украины, где еще в 2012 году добывалось около 20 миллиардов кубов, дают снижение добычи до 17,5 миллиардов. Украина переходит в стадию естественного истощения. Надо вкладывать в эти месторождения, чтобы хотя бы поддерживать нынешний уровень добычи, и искать новые места. Украинские энергетики вовсю работают над этим. Они вроде обрадовались, что не закупают газ у России, а могут обходиться российским газом, но по реверсу и в минимальных объемах, а тут получается, что они еще больше должны закупать, потому что падает добыча собственного газа», — рассказывает Юшков.

А тут еще и политически-военные события внесли свою лепту. Юзовская площадь была практически потеряна после известных событий на юго-востоке.

«Геологическая структура не совпадает там с административным делением, но все же большая часть лицензионного Юзовского участка попала под территорию ДНР. Никакие там работы не ведутся из точки зрения безопасности. Да и вряд ли власти республики что-то разрешили Киеву добывать. Там и буровых нужно много (с чем в Киеве проблемы) и большое количество воды (с чем в Киеве проблем нет). Буровые надо привозить из Европы и устанавливать под эти проекты. И себестоимость этого газа может оказаться выше, чем при закупке российского газа», — добавляет он.

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 03.11.2016

 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики