Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уступки России по OPAL: подарок или ловушка?

Уступки России по OPAL: подарок или ловушка?

Еврокомиссия (ЕК) вывела немецкий газопровод OPAL, являющийся сухопутным продолжением «Северного потока», из-под действия Третьего энергопакета. «Решение является обязательным для немецкого регулятора и вступает в силу немедленно», – говорится в специальном заявлении Брюсселя. «Газпром» давно добивался полного доступа к трубе и наконец теперь сможет увеличить прокачку газа по «Северному потоку» на 10,24 млрд. кубометров ежегодно.

Впрочем, в Москве не спешат с оптимистическими выводами. Представители «Газпрома» назвали решение ЕК односторонним и взяли паузу для того, чтобы разобраться в ситуации.

40% – «Газпрому», 10% – в резерв

Фактически решение Брюсселя адресовано не «Газпрому», а Федеральному сетевому агентству Германии (Bundesnetzagentur). Еще в мае немецкий регулятор газового рынка предложил ЕК не применять к трубопроводу OPAL Третий законодательный энергопакет ЕС и выставить свободные мощности на аукционы, но только 28 октября Брюссель дал на это официальное согласие. «Это теперь юридически обязывающее решение ЕК, которое направлено исключительно по отношению к Bundesnetzagentur, а не к “Газпрому”… Германский регулятор обязан сделать изменения относительно решений по исключениям [для OPAL], и лишь тогда это решение затронет “Газпром”», – прокомментировал ситуацию источник в ЕК.

В ближайшие два месяца после того, как Bundesnetzagentur примет соответствующее решение, 40% распределительной мощности газопровода OPAL будет выставлено на аукцион, где «Газпром» сможет их купить по базовой стоимости. Остальные 10% останутся зарезервированными для «независимых поставщиков». Если им удастся заполнить выделенную квоту, то на следующий год резервный объем может быть увеличен до 15%, а затем еще на 5% (до 20%). С другой стороны, если выделенные объемы будут пустовать, «Газпром» сможет заполнить все 100% распределительной мощности OPAL.

Решение Брюсселя носит временный характер и будет действовать до 2033 года. «После этой даты стандартные нормы ЕС будут полностью применимы к данному газопроводу», – говорится в специальном заявлении ЕК. Евробюрократия оставляет за собой право досрочного пересмотра этой резолюции «в случае наличия подтвержденного спроса независимых компаний на прокачку газа через OPAL».

«Это такая циничная позиция…»

Фактически выкупать квоты на прокачку «Газпром» будет сам у себя, потому как владеет 49,98% трубопровода, остальные 50,02% находятся в руках немецкой энергетической компании Wintershall. OPAL – один из двух сухопутных отводов «Северного потока», предназначенный для транзита российского газа в Восточную Европу до приграничного с Чехией города Ольбернхау. Его общая мощность 36,5 млрд. кубометров, из которых для внутреннего рынка предназначено 4,5 млрд., а для транзита – 32 млрд. Из транзитных мощностей 6,4 млрд. кубометров зарезервировала для своих нужд крупнейшая энергетическая компания ФРГ E.On. Таким образом, распределительная мощность газопровода OPAL, за использование которой и идет борьба – это 25,6 млрд. кубометров.

Хотя изначально проект OPAL предусматривал, что «Газпром» сможет прокачивать свой газ на полную распределительную мощность, в 2013 году ЕК запретила российской компании использовать 50% газопровода (12,8 млрд. кубометров). Эти объемы Брюссель зарезервировал для «независимых поставщиков», ссылаясь на нормы антимонопольного Третьего энергопакета ЕС, запрещающего компании одновременно быть собственником газа и трубопровода, по которому его прокачивают. «Это абсурд – оставить половину трубы тем, кого нет», – считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов, объясняя, что за всю историю OPAL заполнить зарезервированную мощность желающих так и не нашлось.

К тому же «принципиальность» Брюсселя проявляется очень избирательно. Например, исключение из Третьего энергопакета для своего газопровода TAP уже получил Азербайджан. Вывели из-под действия энергетического законодательства ЕС и газопровод Gazelle (продолжение OPAL на территории Чехии), а распределительную мощность второго сухопутного отводка «Северного потока» в Западную Европу (NEL) «Газпром» и вовсе получает в ходе аукционов (open season) без всякого разрешения ЕК.

По данным ФНЭБ, загруженность газопровода NEL за 9 месяцев 2016 года составила 114%, тогда как прокачка по OPAL достигала 59% его общей мощности за счет объемов, продаваемых на немецком внутреннем рынке. Еще один способ заполнить восточноевропейский отвод «Северного потока» – продажа квот на прокачку российского газа европейским энергокомпаниям, что позволяло загрузить трубопровод в отдельные периоды более чем на 70%.

Более того, в критических ситуациях ЕК закрывала глаза на собственный запрет и разрешала «Газпрому» целиком заполнять OPAL своим газом. «Потребители начинали писать письма в Брюссель, что они замерзнут, дайте срочно исключение для OPAL. Брюссель давал это исключение на время. Это такая циничная позиция – когда срочно нужен газ, делают вид, что все в порядке, а когда не нужен – начинают разговоры на тему русской угрозы, диверсификации и конкуренции», – говорит К. Симонов.

Страны-транзитеры за бортом

Свое последнее решение Брюссель объясняет необходимостью упростить доступ компаний к газопроводам и создать «конкурентный газовый рынок» для обеспечения «надежного и доступного снабжения всех граждан ЕС». Но, по мнению замглавы ФНЭБ Алексея Гривача, главная причина – серьезные риски транзита через украинскую газотранспортную систему (ГТС). «Считается, что эта зима будет холодной. К тому же там [в ЕС] понимают, что существуют риски техногенных катастроф на Украине, поэтому вся Центральная Европа заинтересована в приобретении газа с запасом», – считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. Тем более что к нынешней зиме Киев подошел с рекордно низкими запасам газа в подземных газовых хранилищах.

Свою недополученную прибыль от потери 10-11 млрд. кубометров транзита «Нафтогаз» оценил в $290-320 млн. Но если Киев ограничился негодованием и разнообразными призывами к Брюсселю, то польская нефтегазовая компания PGNiG пообещала оспорить решение ЕК в суде. В Варшаве опасаются, что ЕК может закрыть антимонопольное дело против «Газпрома», которое уже три года находится в суде, без каких-либо санкций против российской компании. Ранее Польша также пыталась заблокировать строительство газопровода «Северный поток-2».

«Как эта труба может нарушать интересы Польши, если она вообще мимо нее проходит?» – вопрошает К. Симонов. По мнению эксперта, положительное решение ЕК по антимонопольному делу против «Газпрома» связано с неспособностью довести изначально слабый судебный иск до победы и уступок со стороны российской компании. В последнее время «Газпром» стал проводить аукционы на краткосрочные поставки газа и ввел «спотовую» составляющую в ряд долгосрочных контрактов. Наконец, в условиях низких цен на газ антимонопольное дело теряет элементарную логику.

На первый взгляд, действия Брюсселя можно рассматривать как уступку Москве, но есть ряд нюансов. «Прежде чем говорить о том, что проблема решена, необходимо проанализировать, что сделала ЕК. Какие последствия — в первую очередь для исполнения наших контрактных обязательств. Решение может быть только тогда, когда новое соглашение будет подписано, если оно будет подписано», – отметил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. Он также добавил, что ЕК в одностороннем порядке внесла изменения в четырехстороннее соглашение.

Возможно, уступка ЕК стала ответом на согласие «Газпрома» на реэкспорт его газа внутри ЕС, «мы ведь ограничения по экспорту из наших контрактов убрали, нет ни в одном контракте у нас ограничений», напоминает А. Медведев. А возможно, это одна из форм противодействия строительству новых газопроводов. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков предполагает, что своим решением Брюссель отсекает европейских лоббистов строительства «Северного потока-2». «Они как бы говорят – загружайте “Северный поток” на полную мощность и получайте российский газ, а не лоббируйте строительство второй ветки этого проекта», – допускает эксперт.

В любом случае доступ к дополнительным мощностям OPAL ускорит срок его окупаемости и значительно повысит эффективность транспортировки российского газа по балтийскому маршруту. 

Автор: Николай Устименко

Источник: Ритм Евразии, 04.11.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики