Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как финансовый актив акции Роснефти совсем не нужны ЛУКОЙЛу

Как финансовый актив акции Роснефти совсем не нужны ЛУКОЙЛу

Правительство выпустило новое распоряжение о продаже акций Роснефти, оно отменяет распоряжение от 2014 года. Подробности не раскрываются, в первом пункте документа указано: «Для служебного пользования».

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Сейчас на Роснефть будут, мне кажется, активные нападки по поводу правильности цены для приватизации. Я думаю, что как бы не сложилась ситуация, возникнет масса вопросов на тему – по какой цене продавать. Раньше ведь было написано – не ниже цены IPO, а теперь продадут не по долларовой цене, а максимум по рублевой. Если продавать по долларовой, то выйдет выше $7 за акцию. Естественно, что сейчас такую цену никто не даст, так как на Лондонской бирже одна акция стоит максимум $5. Разумеется, если удастся продать по этой цене, то это будет очень выгодно для бюджета. Однако допускаю, что в пункте 1 «для служебного пользования» как раз наоборот – никаких условий не написано и нет никаких привязок относительно цены. Это было бы выгодно для всех, потому что не понятно, по какой именно цене целесообразнее продавать.

Второй вариант содержания таинственного пункта 1 – указание того, кому именно надо продать акции Роснефти. Варианты могут быть разные. Например, ЛУКОЙЛУ, так как Владимир Путин предлагал это Вагиту Алекперову. Другое дело, что Алекперову эта покупка не очень-то и нужна – деньги он отдаст, а никакого контроля над компанией не получит, как и места в совете директоров. Единственный выгодный вариант для ЛУКОЙЛА – купить эти акции, а потом поменять их в самой Роснефти на какие-то хорошие активы, например, месторождения Требса и Титова. Поскольку находиться в совместных проектах с Роснефтью у ЛУКОЙЛА нет никакого желания. Напомню, что Роснефть уже продемонстрировала свои требования к ЛУКОЙЛУ, и тот стремиться как можно дальше от нее дистанцироваться, а не в ходить в еще более тесное партнерство.

Для Алекперова был бы хороший вариант, если уж идти навстречу президенту, который, возможно, принуждает к этой покупке – купить и продать акции самой же Роснефти, получив взамен какие-то нужные активы. Это сценарий, за который выступал сам Игорь Сечин, но с небольшой, правда, поправкой – не отдавая никаких активов. Тут возникнет логичный для него вопрос – зачем было покупать Башнефть, если придется отдавать месторождения Требса и Титова? Сечин наверняка захочет и рыбку съесть, и в дамки сесть – ничего не отдавая, получить весь пакет собственной компании. Алекперову эта покупка будет ни к селу, ни к городу. Как финансовый актив акции Роснефти совсем не нужны ЛУКОЙЛУ, так как Роснефть миноритарным акционерам ничего хорошего не принесет. Туту вопрос, в каком ключе Владимир Путин делала предложение о покупке – было ли это предложение, от которого нельзя отказаться, или Вагит Алекперов нашел вежливую формулировку для отказа. Вполне возможно, что он смог объяснить президенту, что консолидация отрасли ни к чему хорошему не приведет, и усиление одной компании ни к чему хорошему страну не приведет.

Еще один вариант того, что стоит за скрытым пунктом – условие не продавать акции Роснефти ВР. Напомню, в СМИ была информация, что якобы Сечин Просил Владимира Путина ограничить возможность ВР на приобретение этого актива, чтобы она не приобрела блокирующего пакета (не более 25% акций) и не могла блокировать ключевые решения.

И наконец за пунктом 1 может стоять такое условие – продать пакет акций самой Роснефти, чего собственно хотел Игорь Сечин. В пользу этого варианта тоже есть веские аргументы. Во-первых, очень короткий срок приватизации. Найти покупателя на пакет Роснефти за такой короткий срок очень сложно. То есть надо либо поручить кому-то ее купить, либо продать ее самой Роснефти. И в последнем случае экономический блок Правительства потерпит второе поражение за сезон (первое – приватизация Башнефти, которую они проиграли), так как хотели Роснефть нормально приватизировать, а не отдавать ее акции ей же. Логика в этом случае будет проста – Роснефть скажет, что купила свои акции, так как считает их недооцененными. Башнефть же она в свое время просила ей продать с прицелом, что это удорожит ее собственные акции (но этого, как видим, не произошло), и государство сможет на этом заработать. Мол, акции Роснефти мы сами купим и будем ждать, пока они подорожают.

Я помню, как пару лет назад, когда г-н Сечин был еще в правительстве, вся переписка чиновников попадала первым делом в СМИ. И когда Игорь Сечин написал, что это никуда не годится и надо подобную практику прекращать, то это его сообщение на следующее утро попало в СМИ. Я не удивлюсь, если в самое ближайшее время содержание засекреченного пункта 1 станет известно широкой общественности. Рано или поздно мы его все равно узнаем. Это вопрос времени. Вполне возможно, что это произойдет очень быстро. 

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 07.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики