Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как финансовый актив акции Роснефти совсем не нужны ЛУКОЙЛу

Как финансовый актив акции Роснефти совсем не нужны ЛУКОЙЛу

Правительство выпустило новое распоряжение о продаже акций Роснефти, оно отменяет распоряжение от 2014 года. Подробности не раскрываются, в первом пункте документа указано: «Для служебного пользования».

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Сейчас на Роснефть будут, мне кажется, активные нападки по поводу правильности цены для приватизации. Я думаю, что как бы не сложилась ситуация, возникнет масса вопросов на тему – по какой цене продавать. Раньше ведь было написано – не ниже цены IPO, а теперь продадут не по долларовой цене, а максимум по рублевой. Если продавать по долларовой, то выйдет выше $7 за акцию. Естественно, что сейчас такую цену никто не даст, так как на Лондонской бирже одна акция стоит максимум $5. Разумеется, если удастся продать по этой цене, то это будет очень выгодно для бюджета. Однако допускаю, что в пункте 1 «для служебного пользования» как раз наоборот – никаких условий не написано и нет никаких привязок относительно цены. Это было бы выгодно для всех, потому что не понятно, по какой именно цене целесообразнее продавать.

Второй вариант содержания таинственного пункта 1 – указание того, кому именно надо продать акции Роснефти. Варианты могут быть разные. Например, ЛУКОЙЛУ, так как Владимир Путин предлагал это Вагиту Алекперову. Другое дело, что Алекперову эта покупка не очень-то и нужна – деньги он отдаст, а никакого контроля над компанией не получит, как и места в совете директоров. Единственный выгодный вариант для ЛУКОЙЛА – купить эти акции, а потом поменять их в самой Роснефти на какие-то хорошие активы, например, месторождения Требса и Титова. Поскольку находиться в совместных проектах с Роснефтью у ЛУКОЙЛА нет никакого желания. Напомню, что Роснефть уже продемонстрировала свои требования к ЛУКОЙЛУ, и тот стремиться как можно дальше от нее дистанцироваться, а не в ходить в еще более тесное партнерство.

Для Алекперова был бы хороший вариант, если уж идти навстречу президенту, который, возможно, принуждает к этой покупке – купить и продать акции самой же Роснефти, получив взамен какие-то нужные активы. Это сценарий, за который выступал сам Игорь Сечин, но с небольшой, правда, поправкой – не отдавая никаких активов. Тут возникнет логичный для него вопрос – зачем было покупать Башнефть, если придется отдавать месторождения Требса и Титова? Сечин наверняка захочет и рыбку съесть, и в дамки сесть – ничего не отдавая, получить весь пакет собственной компании. Алекперову эта покупка будет ни к селу, ни к городу. Как финансовый актив акции Роснефти совсем не нужны ЛУКОЙЛУ, так как Роснефть миноритарным акционерам ничего хорошего не принесет. Туту вопрос, в каком ключе Владимир Путин делала предложение о покупке – было ли это предложение, от которого нельзя отказаться, или Вагит Алекперов нашел вежливую формулировку для отказа. Вполне возможно, что он смог объяснить президенту, что консолидация отрасли ни к чему хорошему не приведет, и усиление одной компании ни к чему хорошему страну не приведет.

Еще один вариант того, что стоит за скрытым пунктом – условие не продавать акции Роснефти ВР. Напомню, в СМИ была информация, что якобы Сечин Просил Владимира Путина ограничить возможность ВР на приобретение этого актива, чтобы она не приобрела блокирующего пакета (не более 25% акций) и не могла блокировать ключевые решения.

И наконец за пунктом 1 может стоять такое условие – продать пакет акций самой Роснефти, чего собственно хотел Игорь Сечин. В пользу этого варианта тоже есть веские аргументы. Во-первых, очень короткий срок приватизации. Найти покупателя на пакет Роснефти за такой короткий срок очень сложно. То есть надо либо поручить кому-то ее купить, либо продать ее самой Роснефти. И в последнем случае экономический блок Правительства потерпит второе поражение за сезон (первое – приватизация Башнефти, которую они проиграли), так как хотели Роснефть нормально приватизировать, а не отдавать ее акции ей же. Логика в этом случае будет проста – Роснефть скажет, что купила свои акции, так как считает их недооцененными. Башнефть же она в свое время просила ей продать с прицелом, что это удорожит ее собственные акции (но этого, как видим, не произошло), и государство сможет на этом заработать. Мол, акции Роснефти мы сами купим и будем ждать, пока они подорожают.

Я помню, как пару лет назад, когда г-н Сечин был еще в правительстве, вся переписка чиновников попадала первым делом в СМИ. И когда Игорь Сечин написал, что это никуда не годится и надо подобную практику прекращать, то это его сообщение на следующее утро попало в СМИ. Я не удивлюсь, если в самое ближайшее время содержание засекреченного пункта 1 станет известно широкой общественности. Рано или поздно мы его все равно узнаем. Это вопрос времени. Вполне возможно, что это произойдет очень быстро. 

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 07.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики