Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > OPAL – образцовый политический инструмент Еврокомиссии

OPAL – образцовый политический инструмент Еврокомиссии

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности специально для Центра энергетической экспертизы:

История с газопроводом Ostsee Pipeline Anbindungsleitung (в переводе означает газопровод-отвод от Балтийской трубы) или коротко OPAL должна войти в учебники как один из самых вопиющих примеров политически мотивированного регулирования газовой отрасли со стороны Еврокомиссии. На протяжении пяти лет брюссельские чиновники блокировали возможность использования мощностей этого газопровода в полном объеме, хотя изначально перед началом строительства этой трубы все необходимые разрешения и исключения были получены, но уже после того как инвестиции были сделаны (а они составили около 1 млрд евро), примерно 40% транзитных мощностей были заморожены.

Чтобы лучше понять последнее решение Еврокомиссии, обратимся к базовым параметрам проекта. Официальная проектная мощность "Северного потока" – 55 млрд кубометров в год, чтобы транспортировать газ от места выхода на территории Германии до действующих сетей. Газпром и его партнер по развитию газотранспортных сетей в Германии с начала 1990-х годов компания Wintershall решили построить две трубы - уже упомянутый OPAL и NEL (Северо-Европейский газопровод). Первая должна была доставить газ к границе Чехии, чтобы затем его можно было транспортировать на юг Германии, куда он до ввода OPAL поступал через Украину. Вторая – доставить дополнительные объемы к западной границе Германии и обеспечить переток газа в Нидерланды, где ожидалось падение собственной добычи. Хотя с технической точки зрения газопроводы-близнецы (один 470 км, второй 440 км, оба построены из труб большого диаметра), было решено что мощность OPAL за счет компрессорной станции будет до 36 млрд кубометров в год, NEL – до 20 млрд кубометров. Следует отметить, что NEL вливался в готовую сеть, а вот для функционирования OPAL на западе Чехии оператором чешской ГТС был построен газопровод Gazelle, соединивший балтийский отвод с одной из самых знаменитых точек сдачи еще советского газа в Западной Германии – Вайдхаус. 

Мощности NEL как внутреннего газопровода распределяются на аукционах как и любые другие транспортные мощности. Для OPAL и Gazelle у национальных регуляторов были запрошены исключения из норм обычного регулирования, так как оба газопровода являются транзитными и были построены для доставки российского газа, поступающего по "Северному потоку" в Вайдхаус. Напомню, что часть мощностей OPAL не являются транзитными - они используются для поставок газа немецким потребителям в восточных регионах страны. 

В итоге транзитные мощности OPAL и Gazelle получили исключение из норм регулирования на все 100% (до 32 млрд кубометров в год), однако впоследствии Еврокомиссия под предлогом угрозы монополизма на рынке Чехии запретила Газпрому и RWE (крупнейший игрок на чешском рынке) использовать 50% транзитных мощностей OPAL. При этом в точке входа OPAL никакого другого газа, кроме газпромовского не было и быть не могло. Так что ограничение для RWE было чисто гипотетическим, а для Газпрома реальным. Его можно было легально обойти только при условии продажи газа на выходе из "Северного потока" третьим лицам по программе Gas Release по ценам, которые укажет Еврокомиссия. Условие было антирыночным и, по моему мнению, весьма коррупционным, и потому не было принято. В качестве насмешки никаких ограничений для Gazelle введено не было. То есть от "Северного потока" до границы Чехии можно было транспортировать 15 млрд кубометров, а по Gazelle до Вайдхауса - вдвое больше. 

Естественно, никакой монополизации рынка Чехии "Северный поток" и OPAL не принесли. Более того, именно эта инфраструктура позволила усилить интеграцию рынков Германии и, соответственно, северо-западной Европы со странами Центральной Европы (Чехией, Словакией и даже Австрией). И конечно же, никаких пользователей газопровода OPAL, для которых ЕК якобы предусмотрительно зарезервировала мощности этой трубы, не появилось. Просто на протяжении 5 лет инвесторы не могли получать возмещение своих вложений в полном объеме.

Еще три года назад акционеры проекта и немецкий регулятор подготовили соглашение, которое позволяло разрешить эту дикую коллизию, за счет проведения недискриминационного аукциона на неиспользуемую мощность. Для этого с нее нужно было снять предоставленное исключение из правил Третьего энергопакета, а затем выставить на торги. Поскольку других пользователей не существует, их спокойно бы забронировал Газпром. Соглашение с регулятором было передано в Брюссель, но тут случились события на Украине и возвращение Крыма. В итоге процесс просто захлебнулся в политической конъюнктуре.

И вот, наконец, сейчас практически то же самое соглашение вновь было передано в ЕК и накануне зимы, к которой, кстати, Украина готова плохо, как никогда ранее, было одобрено. Оно предполагает, что предоставленное проекту исключение из правил Третьего энергопакета будет сокращено со 100 до 50%, зато оставшиеся  мощности могут быть использованы на рыночных условиях. Но брюссельские чиновники изменили ли бы себе, согласовав все без лишних шпилек. Поэтому в текст соглашения были добавлены дополнительные условия, но без всяких предварительных консультаций с немецкими коллегами, оператором газопровода и его акционерами. Судя по официальному заявлению ЕК (текст самого постановления все еще не опубликован), они ничего не меняют, но демонстрируют общий подход. В частности, соглашение предполагало, что 10% транзитной мощности все же будет зарезервировано для гипотетических третьих лиц. ЕК хочет оставить за собой право в случае наличия спроса, увеличить этот резерв до 20%, а также возможность потребовать у оператора расширить пропускную способности газопровода, опять-таки в случае наличия спроса. Во-вторых, Газпрому и RWE разрешено купить мощность по базовой цене, которая не превышает тарифы на аналогичных газопроводах. В-третьих, оператор газопровода OPAL Gastransport должен был сертифицирован в соответствии с правилами разделения, прописанными в Третьем энергопакете (до сих пор это не было сделано, так как вся транзитная мощность была формально исключена из регулирования). 

После того, как все процедуры будут соблюдены, Газпром сможет выкупить еще 40% мощностей OPAL. Это позволит увеличить прокачку через «Северный поток» еще на 13-14 млрд кубометров (зависит от того, как регуляторы будут считать транзитные мощности трубы) до полной мощности. По нашим оценкам, уже в этом году через Балтику в ЕС поступит 43-44 млрд кубометров российского газа. Соответственно, этот объем пойдет в Европу напрямую, в обход украинской ГТС, снижая транзитную зависимость России и ЕС от Киева. Транспортировка 1 тыс. кубометров через территорию Украины обходится при примерно в $30 за тыс. кубометров при действующей ставке транзита. Это, значит, российский концерн сэкономит около $400 млн в год, повысив надежность поставок своим клиентам. 

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 09.11.2016 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики