Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый оператор ГТС Украины усилит риски транзита газа РФ в Европу

Новый оператор ГТС Украины усилит риски транзита газа РФ в Европу

Создание нового оператора газотранспортной системы Украины может стать риском для транзита российского газа в Европу, а также дополнительным аргументом при арбитражном разбирательстве в пользу пренебрежения Украиной своими контрактными обязательствами, считает Алексей Гривач.

В среду, 9 ноября, Кабинет министров в рамках реструктуризации «Нафтогаза» принял решение о создании нового оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины — компании «Магистральные газопроводы Украины».

«В нормальной ситуации новая структура должна просто стать правопреемницей „Нафтогаза Украины“ по обязательствам в сфере транзита. Но поскольку дело происходит на Украине, это, безусловно, дополнительный риск для транзита российского газа в Европу по действующему контракту. Материализуется ли он, в значительной степени зависит от того, сможет ли руководство ЕС и ЕК повлиять на Киев и заставить его вести себя в цивилизованных рамках», — сказал РИА Новости замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

«Сейчас там полный букет негативных предпосылок для стабильного транзита: законодательная возможность введения санкций на транзит, штраф от Антимонопольного комитета Украины, взыскание которого может быть направлено на транзитный газ, плохая готовность Украины к зиме. Теперь еще добавится смена оператора ГТС», — добавил он.

«Мне кажется, что на арбитражный процесс это не окажет особого влияния, но юристы могут использовать эту историю как дополнительный аргумент в пользу пренебрежения Украиной своими контрактными обязательствами», — отметил также эксперт.

В настоящее время в Стокгольме рассматриваются два спора «Газпрома» и «Нафтогаза». Предметом первого дела является контракт на поставку природного газа из РФ на Украину от 2009 года. Основная часть претензий «Газпрома» к «Нафтогазу» в рамках этого дела приходится на штрафы за недобор газа по контрактному правилу «бери или плати» (take or pay). «Нафтогаз» требует от «Газпрома» ретроактивного изменения цены, возмещения переплаты за непересмотренные цены на газ и транзитные ставки и отмены запрета на перепродажу газа, предусмотренного контрактом.

Второй спор между «Газпромом» и «Нафтогазом» в арбитраже касается контракта на транзит газа через территорию Украины, который компании заключили в 2009 году. По этому делу «Нафтогаз» требует от «Газпрома» разрешения проблемы «виртуального реверса», гарантий объемов транзита и компенсации за снижение объемов транзита. Решения по двум процессам будут вынесены до конца первого квартала 2017 года и конца первого полугодия 2017 года соответственно.

Источник: РИА Новости Украина, 10.11.2016

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики