Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый оператор ГТС Украины усилит риски транзита газа РФ в Европу

Новый оператор ГТС Украины усилит риски транзита газа РФ в Европу

Создание нового оператора газотранспортной системы Украины может стать риском для транзита российского газа в Европу, а также дополнительным аргументом при арбитражном разбирательстве в пользу пренебрежения Украиной своими контрактными обязательствами, считает Алексей Гривач.

В среду, 9 ноября, Кабинет министров в рамках реструктуризации «Нафтогаза» принял решение о создании нового оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины — компании «Магистральные газопроводы Украины».

«В нормальной ситуации новая структура должна просто стать правопреемницей „Нафтогаза Украины“ по обязательствам в сфере транзита. Но поскольку дело происходит на Украине, это, безусловно, дополнительный риск для транзита российского газа в Европу по действующему контракту. Материализуется ли он, в значительной степени зависит от того, сможет ли руководство ЕС и ЕК повлиять на Киев и заставить его вести себя в цивилизованных рамках», — сказал РИА Новости замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

«Сейчас там полный букет негативных предпосылок для стабильного транзита: законодательная возможность введения санкций на транзит, штраф от Антимонопольного комитета Украины, взыскание которого может быть направлено на транзитный газ, плохая готовность Украины к зиме. Теперь еще добавится смена оператора ГТС», — добавил он.

«Мне кажется, что на арбитражный процесс это не окажет особого влияния, но юристы могут использовать эту историю как дополнительный аргумент в пользу пренебрежения Украиной своими контрактными обязательствами», — отметил также эксперт.

В настоящее время в Стокгольме рассматриваются два спора «Газпрома» и «Нафтогаза». Предметом первого дела является контракт на поставку природного газа из РФ на Украину от 2009 года. Основная часть претензий «Газпрома» к «Нафтогазу» в рамках этого дела приходится на штрафы за недобор газа по контрактному правилу «бери или плати» (take or pay). «Нафтогаз» требует от «Газпрома» ретроактивного изменения цены, возмещения переплаты за непересмотренные цены на газ и транзитные ставки и отмены запрета на перепродажу газа, предусмотренного контрактом.

Второй спор между «Газпромом» и «Нафтогазом» в арбитраже касается контракта на транзит газа через территорию Украины, который компании заключили в 2009 году. По этому делу «Нафтогаз» требует от «Газпрома» разрешения проблемы «виртуального реверса», гарантий объемов транзита и компенсации за снижение объемов транзита. Решения по двум процессам будут вынесены до конца первого квартала 2017 года и конца первого полугодия 2017 года соответственно.

Источник: РИА Новости Украина, 10.11.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики