Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Борьба за вторую нитку: два сценария дальнейшей судьбы «Турецкого потока»

Борьба за вторую нитку: два сценария дальнейшей судьбы «Турецкого потока»

Парламент Турции ратифицировал соглашение с Россией по «Турецкому потоку», в ближайшее время оно поступит на подпись к президенту страны Тайипу Реджепу Эрдогану. Газопровод, который начнут строить в 2017 году, обеспечит российским газом Турцию и ЕС и позволит пустить транзитный газ в обход Украины, говорят эксперты.

Вопрос о второй нитке «Турецкого потока»

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, самым оптимальным вариантом было бы построить вторую нитку через Болгарию. Турция же со своей стороны заинтересована в том, чтобы вторая труба пошла через ее территорию. В свою очередь Брюссель, с одной стороны, не хочет ставить свой транзит в зависимость от Анкары на фоне ухудшения отношений между Турцией и ЕС, с другой – не спешит давать гарантии России.

«О планах строить вторую нитку «Турецкого потока» в Болгарию официально не заявлялось. Есть точка зрения, что это было бы выгодно для России, потому что снижало бы риски от потенциального ухудшения отношений с Турцией. Поэтому вторую трубу было бы лучше построить непосредственно в страну, которая входит в ЕС, – например, в Болгарию. И хотя эта точка зрения кажется более правильной, она пока не стала доминирующей.

Если строить трубу в Болгарию, то нужно решить как минимум два вопроса. Во-первых, необходимо обеспечить благополучное завершение строительства первой нитки «Турецкого потока», потому что Турция может начать возмущаться, что вторая нитка будет проложена не через нее. А второй вопрос – договориться с Европейским союзом, который под разными предлогами был очень против еще «Южного потока». Пока что я не вижу фундаментальных перемен в отношениях ЕС и Росии, которые заставили бы Европейскую комиссию изменить позицию и встать на сторону этого проекта. Хотя есть предпосылки, что это может произойти в будущем», – говорит Станислав Митрахович.

ЕС мечется между рисками

В ближайшее время в разных странах Евросоюза пройдут выборы, и может произойти смена руководителей во Франции, Италии, отмечает эксперт. «Если в Германии у власти останется Меркель, ей все равно придется учитываьть усилившуюся позицию евроскептиков. Страны ЕС могут стать странами с руководством, которое в большей степени ориентировано на то, чтобы услышать позицию России, в том числе – по проекту «Турецкий поток».

На сговорчивость ЕС может повлиять и ухудшение отношений Евросоза с Турцией, и ему очень не хотелось бы ставить энергетическую безопасность всего региона в зависимость от Анкары. Причем речь не только о газе из Росии, но и из Азербайджана, Ирана, иракского Курдистана, потенциально – из Израиля. В этом отношении труба, которая пришла бы в страну Европейского союза – в Болгарию, – была бы крайне удобна. Кстати, в Болгарии новый президент. И он ориентирован на взаимодействие с Россией», – поясняет Станислав Митрахович.

За ратификацию соглашения о строительстве «Турецкого потока» высказалось абсолютное большинство членов турецкого парламента – 210 депутатов. Договоренность о начале строительства на межправительственном уровне была достигнута 10 октября, до этого проект был заморожен после охлаждения отношений между Россией и Турцией после инцидента со сбитым в ноябре 2015 года российским истребителем Су-24.

Строительство двух ниток газопровода по дну Черного моря отвечает интересам России, Турции и Европы и будет способствовать энергонезависимости ЕС, в частности, от политической и экономической нестабильности на Украине. Первая нитка газопровода мощностью 15,5 кубических метров запитает российским газом Турцию, по второй нитке голубое топливо отправится в ЕС. Вопрос о том, куда в итоге выведут вторую трубу «Турецкого потока», пока остается открытым.

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 02.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики