Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Токио расплатится технологиями за российский СПГ

Токио расплатится технологиями за российский СПГ

Россия и Япония готовят несколько соглашений в сфере энергетики, промышленной кооперации и высоких технологий. Об этом заявил замглавы МИД РФ Игорь Моргулов.

Япония стремится в российские СПГ-проекты

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, ключевые энергетические проекты, которые интересуют японцев в России, связаны с производством СПГ. Япония готова инвестировать в российский СПГ, будучи крупнейшим импортером сжиженного газа в мире. В свою очередь России это выгодно технологически и финансово.

«Сейчас проект, которым больше всего интересуются японцы, – это «Ямал-СПГ», который реализует ОАО «Новатэк». Они проявляли заинтересованность в участии в «Ямал-СПГ», в покупке доли порядка 20% акций, но в итоге в сам проект не вошли – туда вошли китайские компании. Японцы не решились принимать участие в этом проекте в том числе из-за введенных в 2014 году антироссийских санкций.

Однако впоследствии премьер-министр Японии Синдзо Абэ объявил о своей новой политике в отношениях с Россией и заявил, что в долгосрочной перспективе Япония хотела бы налаживать отношения с РФ. По сути это означает, что японцы готовы инвестировать деньги в предложенные им проекты, а взамен они рассчитывают хотя бы начать переговоры о возможной передаче спорных Курильских островов. После этого японские банки подписали соглашение о выделении кредита на 400 млн долларов «Ямал-СПГ». Формально это не запрещено, потому что японцы не присоединялись к сегменту санкций, ограничивающему их банки в возможностях кредитования российских компаний.

Деньги и технологии

Кроме того, японская сторона заявляла о своей заинтересованности во втором проекте, который готовится реализовывать «Новатэк», – «Арктик СПГ». Это тоже завод по сжижению газа, только не на Ямальском полуострове, а рядом, на Гыданском. Еще один энергетический проект, заинтересованность в котором проявляют японцы, связан с расширением действующего завода на Сахалине – строительства третьей очереди. В этом прокте уже сейчас присутствуют японские компании, которые и ведут переговоры о расширении с Shell и «Газпромом».

Там же, на Сахалине, планируется построить мини-завод СПГ – маллотоннажный завод для нужд самого Сахалина. Амурский ГПЗ тоже находится в зоне внимания японцев, которые заинтересованы в том, чтобы получать продукты переработки газа на свой внутренний рынок, поэтому они могут профинсаровать этот проект и предложить участие в нем», – говорит Игорь Юшков.

России участие японских коллег может быть полезно с точки зрения развития технологий и перспектив сбыта сжиженного газа. «Япония – крупнейший в мире импортер СПГ. Атомную отрасль они в полном объеме возрождать не будут, а без атома единственное, что им остается, – это импортировать СПГ. Япония может давть нам рынок сбыта и технологии – в отличие от Китая. Конечно, России это выгодно», – резюмирует эксперт. 

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 02.12.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики