Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за ноябрь 2016 г.

Топ-лист событий за ноябрь 2016 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за ноябрь 2016 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Арест министра экономического развития Алексея Улюкаева

    Теперь уже бывшего министра обвинили в вымогательстве взятки у «Роснефти» за согласие на покупку компании «Башнефть». Понятно, что это дело рассматривается и в контексте приближающейся продажи 19,5% акций компании «Роснефть». И ситуация выглядит таким образом, что арест Улюкаева очень похож на акцию устрашения финансового макроэкономического блока накануне продажи акций, а точнее – передачи их из «Роснефтегаза» во владение самой «Роснефти». Не исключено, что глава «Роснефти» Игорь Иванович Сечин пытается показать либеральному лагерю, что и «Башнефть», и «Роснефть» - его компании, что будущее «Башнефти» и «Роснефти» - его компетенция и не надо в эти процессы вмешиваться, не надо мешать ему проводить приватизацию этих активов или смену собственников так, как ему хочется. Сигнал достаточно четкий. Игорь Иванович показывает, что способен на самые жесткие действия, чтоб отогнать либералов и от «Башнефти», и от «Роснефти». Если будет нужно, можно будет спровоцировать и серьезный правительственный кризис. Пока правительство устояло, и даже президент Путин в послании несколько одернул силовиков, призвав их отказаться от антикоррупционных шоу. Но по «Роснефти» сигнал либералами получен, и Бастрыкин и Сечин остались на своих местах, поэтому могут воспринимать эту историю как свой успех. И этот успех, скорее всего, будет развиваться, а значит, правительство не должно удивляться, когда оно подвергнется новым ударам.

  2. Решение ОПЕК сократить добычу на 1,2 млн баррелей

    Цены на нефть отреагировали на эту новость серьезным ростом, приблизившись к 55 долларам. Это самая высокая отметка за текущий год. Конечно, достигнутое соглашение вызывает много вопросов. Например, сумеют ли страны ОПЕК выполнить его? Также мы указываем на серьезное влияние монетарного фактора. Это означает, что далеко не только производители нефти влияют на нефтяные цены. Но главная интрига заключается в том, что Россия также готова принять на себя обязательства по сокращению добычи, впервые в своей истории. Россия готова сократить добычу на 300 тысяч баррелей в сутки. Это довольно любопытно, потому что если эта норма будет применяться в течение года и если учесть, что мы хотели увеличить добычу на 8-10 млн тонн за этот же период, то всё это будет означать, что мы должны отказаться уже примерно от 25 млн тонн нефти. Это существенный объем. Но в каких формах Россия будет выполнять взятые на себя обязательства – это будет решено в начале декабря. Скорее всего, именно данный вопрос станет основным событием в нашем рейтинге в последний месяц года.

  3. Выборы президента США

    Вообще ноябрь оказался ударным с точки зрения хитовых новостей. Вот и на выборах в Штатах победил Дональд Трамп. Результаты окажут серьезное влияние на энергетику. Трамп известен тем, что он поддерживает производство угля и нефти. Это означает, что он готов поддержать американские нефтяные компании. Многие даже заговорили о том, что Трамп будет выдавать лицензии на арктический шельф и другие территории. Но на самом деле нет ничего лучше для поддержки добычи нефти в США, чем рост нефтяных цен. В этом плане Трамп, видимо, сыграет на руку и ОПЕК, и России, и у него есть для этого серьезные рычаги. В частности, он может отменить ряд законов, принятых при Обаме, который ограничивал приток денег на спекулятивные рынки, в том числе на рынок нефтяных фьючерсов. Это, конечно, будет играть на повышение цены. Однако то, что Соединенные Штаты готовы будут снова разогнать добычу сланцевой нефти, которая становится малорентабельной при падении цен ниже 50 долларов, этот фактор на рынок, конечно, сыграет. Поэтому ожидать сверх быстрых и серьезных повышений цен в 2017 году все же не приходится.

  4. Открытие в США гигантского месторождения сланцевой нефти Wolfcamp

    Геологическая служба США словно решила поздравить Трампа с победой. Однако это открытие вызывает много вопросов, тем более что эта нефтяная провинция не новая. И оценка запасов вызвала много споров. Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской даже заявил о фальсификации. Но на самом деле это еще раз подчеркивает, что сланцевая нефть является весомой частью современной нефтедобычи и Штаты будут делать ставку на ее развитие, это очевидно. При Трампе особенно.

  5. Визит в Москву еврокомиссара по энергетическому союзу Мароша Шевчовича и начало переговоров о новом «зимнем пакете»

    Визит означает, что Европейская комиссия все-таки обеспокоена тем, как пройдет очередной отопительный сезон. Киев воспринимается как проблемный партнер для европейцев, который способен этой зимой доставить сложности. Тем более что Киев встретил отопительный сезон с самым низким уровнем запаса газа в своих хранилищах. Параметры «зимнего пакета» найдены, российская цена известна. Россия готова предоставить любой объем газа по предоплате. Судя по всему, это соглашение будет подписано. При этом Украина тоже не остается в накладе, потому что деньги на закупку российского газа она получит в Европе. Так что здесь Киев свой газовый шантаж все же конвертировал в кредиты.

  6. Объявление дочерней компанией «Газпрома» Nord Stream 2 тендера на прокладку труб в мелководных зонах у побережья Германии и России

    Проект Nord Stream 2 уже переходит в практическую фазу. В следующем году ожидается получение разрешения у всех стран, в водах которых пройдет проект. Но и политическое сопротивление проекту в Европе сохраняется. Нынешняя европейская бюрократия испытывает серьезные перегрузки, связанные и с победой Трампа, и с выборами на территории ЕС. Не исключено, что в газовом вопросе мы найдем компромисс, тем более что сигналы о готовности к тому есть.

  7. Запуск биржевых торгов по российской нефти Urals и презентация Urals как нового русского бенчмарка

    Это новый проект Минэнерго. Попытка перезапустить идею русского бенчмарка. Мысль проста: Urals сегодня торгуется с привязкой к Brent и с дисконтом к Brent, и мы теряем на этом приличные деньги. Так что идея абсолютно здравая. Вопрос в том, что реализовать ее будет не так и просто. Дело не в том, что нужно обеспечить определенный объем торгов, уровень качества. Дело в том, что западные трейдеры привыкли брать Urals с привязкой к Brent, привыкли недоплачивать, и вот сейчас, когда на рынке все-таки серьезная конкуренция, когда дефицита нефти нет, прийти и сказать: «Ребята, мы считаем, что вы нам должны платить больше, покупайте нашу нефть в Питере за рубли», убедить их сделать это будет не так просто, как сегодня кажется нашему правительству.

  8. Конфликт между «Транснефтью» и производителями нефти по тарифам на транспортировку нефти по нефтепроводу Заполярье-Пурпе

    Этот конфликт отражает очевидную проблему: в ситуации, когда государство душит нефтяников налогами, средств становится все меньше, и начинается внутриотраслевой каннибализм, когда компании начинают воевать друг с другом за налоговые льготы, за тарифы. Здесь очень ярко проявляется конфликт между добытчиками и транспортниками. «Транснефть» очень хочет получить деньги, чтобы иметь возможность инвестировать в новые проекты. При этом она выдвигает зачастую совершенно необоснованные тарифы, нефтяники по ним платить не хотят. Но и это часть более масштабной истории, потому что в отрасли все обсуждают аппетиты «Роснефти», которая не прочь поглотить компанию «Транснефть» и предложить перейти в нефтянке к той схеме, которая сегодня есть в газовой отрасли. Ведь у газовиков тоже есть независимые производители, но это не мешает крупнейшей газодобывающей компании владеть и транспортной инфраструктурой. Мы видим объемы компромата, которые в последние месяцы выливаются на «Транснефть». Но компания держит оборону. В частности, интригующе выглядит появление в топ-менеджменте «Транснефти» бывшего вице-президента «Роснефти» Ларисы Коланды, что, видимо, является частью обороны Токарева от притязаний Сечина.

  9. Письмо в правительство от «Роснефти» и НОВАТЭК с требованием отказаться от эксперимента по разрешению «Газпрому» давать скидки к установленным тарифам на газ

    Это важный момент. Изначально, когда говорили про реформу газовой отрасли, предполагалось, что эта реформа должна быть выгодна потребителям. Но почему-то постепенно идеи реформирования газового рынка сильно трансформировались. Если раньше говорили, что главной задачей являются интересы потребителя, то сейчас говорят, что главная задача – чтобы выиграл независимый производитель. То есть о потребителях и о ценах уже забыли. Потому что «Газпром» допускает возможность снижения цены, а независимые производители требуют этого не допустить. Письмо очень ярко показывает, что если раньше независимые еще пытались объяснить свои притязании заботой о потребителе, то теперь потребитель оказался абсолютно забытым. И это печально.

  10. Намерение Белоруссии увеличить стоимость транзита российской нефти с 1 января 2017 г.

    Это означает, что конфликт между Москвой и Минском не исчерпан. Понятно, что это история комплексная, связанная с газовыми поставками. Очевидно, что пока у нас четкой надежной модели отношений с соседями в области энергетики нет, и Белоруссия по-прежнему пользуется тактикой транзитного шантажа. Это еще раз подчеркивает, что самый лучший путь газового транзита – прямые морские соединения России с потребителями в Европе. Демарш по поводу нефтяного транзита – это проекция или проявление проблем, связанных с ценами поставок газа в Белоруссию. Ну и собственно транзит тоже идет через Белоруссию. Отказаться от нее в ближайшее время мы не сможем, по крайней мере, пока не решим проблему Украины.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики