Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > К. Симонов о результатах выездного заседания Правительства РФ в г.Кириши 12 февраля 2009 г.

К. Симонов о результатах выездного заседания Правительства РФ в г.Кириши 12 февраля 2009 г.

12 февраля в г. Кириши Ленинградской области состоялось выездное заседание Правительства РФ по вопросам ТЭК. Как известно, обсуждалась тема возможных налоговых изменений, что очень важно для отрасли.

Позиция нефтяных компаний всегда была очень простая: они очень долгое время отказывались от инвестиций в серьезные новые проекты или, по крайней мере, пытались их минимизировать. Так, минимизировали инвестиции в геологоразведку, в разведочное бурение, т.е. делали все, чтоб сэкономить на будущем. Все это мотивировалось жесткой налоговой политикой. И сам премьер Путин, напомню, когда 8 мая Дума голосовала за его премьерство, сказал, что у нас 80% доходов нефтяных компаний изымается в бюджет, и это не дает им возможности развиваться. Тем не менее, можно посмотреть статистику по чистой прибыли наших компаний за прошлый год. Некоторые из них получили прибыль более 10 млрд, а некоторые получили под 10 млрд. И это, заметьте, чистой прибыли. К огромному сожалению, значительная часть наших нефтяных компаний, в том числе частных, активно занимаются раздуванием непроизводственных расходов, выплатой дивидендов. Т.е. инвестирование в новые проекты является, такое ощущение, каким-то ненужным и непонятным для них процессом. Не случайно, как только цена на нефть стала падать, нефтяные компании, во-первых, стали требовать особых налоговых послаблений и тут же стали говорить о том, что они будут сокращать налоговые программы.

На самом деле, идея снижения налоговой нагрузки в условиях падения цены на нефть абсолютно разумна. Но возникает вопрос: а высвобождаемые финансовые ресурсы пойдут в инвестиции или нет? Этот момент, на самом деле, принципиальный. Судя по поведению наших нефтяных компаний, складывается ощущение, что те налоговые льготы, которые нефтяники уже получили от государства или планируют получить, они вовсе не собираются направлять на новые месторождения. Напомню, что в прошлом году отрасль уже получила льготы: с 9 до 16 долларов была увеличена цена отсечения по НДПИ, был изменен режим экспортной пошлины, перешли с трехмесячного на одномесячный мониторинг. Все это позволяет в условиях падения цены снижать объем выплат. И, несмотря на все эти изменения, нефтяники говорили, что инвестировать нельзя, будем сокращать, все равно мало, мало, мало… И вот с предложениями новых налоговых новаций они вышли на Путина, пытаясь оказать достаточно серьезное на него давление. В прошлом году впервые за 10 лет Россия получила пусть незначительное, но падение в добыче нефти. Естественно, цены-то начали падать в конце года. Это падение вовсе не связано, на самом деле, с тем, что цена на нефть обрушилась. Но что же собираются делать компании с теми деньгами, которые они получали при дорогой нефти? Далеко не все государство изымало. В этом тоже есть некий элемент лукавства.

Кстати, ФНЭБ уже задавал вопрос об адекватности принимаемых концепций и стратегий. Напомню, что Министерство энергетики завершает работу над Энергетической стратегией до 2030 года. Там ни в одном из сценариев нет прогноза на падение добычи. А министр энергетики вчера говорил о том, что ежегодное падение добычи к 2013 году составит 1,6%. Это шокирующая цифра для России. Да и сам факт того, что он признает, что до 2013 года у нас будет падение добычи, шокирует. Возникает вопрос: зачем вы пишете концепции, если потом сам министр говорит, что все у нас далеко не так шоколадно и не так разумно?

Так вот, в этом контексте, все, что вчера было сказано, выглядит вполне разумными вещами. Все-таки позиция премьера заключается в том, что льготы должны предоставляться именно для новых проектов. Возникает идея обнуления НДПИ. Но опять же речь идет о месторождениях на Востоке страны, т.е. green fields. Возникает идея дифференциации НДПИ по старым уже месторождениям падающей добычи. Эта идея тоже выглядит абсолютно разумно. Также возникает идея стимулирования тех компаний, которые в нефтепереработке переходят активно на производство высокооктановых светлых продуктов. Все эти меры тоже совершенно разумны.

Но точно ли эти меры нужны нашим нефтяникам? У меня складывается ощущение, что нефтяные компании пришли к Путину не для того, чтоб по новым проектам выбить себе льготы, а для того, чтоб выбить льготы по старым проектам. Возьмем ту же дифференциацию ставки НДПИ по изношенным месторождениям с падающей добычей, так называемые brown fields. Я знаю огромное количество примеров, когда наши компании, в том числе частные компании, делали все, чтобы не реализовывать программу реанимации этих brown fields. Были ведь предложения со стороны иностранных партнеров по внедрению новых технологий, например, позволяющих увеличить коэффициент отдачи, в том числе на старых месторождениях. Но делалось все, чтоб именно этого и не сделать. Так вот помогут ли налоговые льготы нашим компаниям?

Возьмите Восток страны. Все крупные проекты на Востоке переносятся, откладываются и т.д. Так нужны ли нашим нефтяным компаниям налоговые льготы на Востоке, если они там работать активно, такое ощущение, не собираются?

Вот вам пример: Путин говорит, что необходимо стимулировать налогами компании, которые переходят на светлые нефтепродукты с высоким октановым числом. Говорит о том, что недопустимо откладывать новые экологические стандарты по топливу, и в этот же день на том заводе, где они были в Киришах, «Сургутнефтегаз» заявляет, что перейдет на производство топлива качества Евро-5 аж в 2017 году. Это абсолютно непонятно! Премьер говорит, что надо скорее вводить новые стандарты топлива, а компании готовы это все отсрочить ещё на 6 лет. Спрашивается — зачем вообще проводить эти заседания, коль скоро разумные решения начинают тут же саботироваться? Напомню, что сама же власть перенесла введение стандарта Евро-3, отложила вопрос под давлением нефтяников. Я согласен с Путиным, когда он говорит, что жесткие экологические стандарты нужны, но почему ж тогда были перенесены сроки введения стандарта Евро-3? Почему Россия до сих пор находится в зоне действия стандарта Евро-2, когда вся Европа уже переходит на Евро-5? Мы на три поколения стандарта отстаем!

Складывается ощущение, что новый налоговый режим, который вчера был презентован, не для наших компаний делался, а для иностранных партнеров, которые, видимо, в условиях дешевой нефти будут активнее привлекаться на наши месторождения. Здесь, скорее всего, есть логическая цепочка. На той неделе Путин проводил заседание комиссии по иностранным инвестициям. Там он озвучил предложение о либерализации закона об иностранных инвестициях в стратегические отрасли, теперь предлагается серьезно либерализовать налоговый режим по новым месторождениям. Но российские компании в новых этих месторождениях, по ощущению, работать не собираются. Получается, что сейчас мы снова вернемся к активному привлечению иностранных партнеров. А что делать в той ситуации, когда российские нефтяные компании почему-то не особо активно хотят заниматься Востоком, шельфом или нефтепереработкой? Значит, действительно тогда надо либерализовывать налоговый режим по новым месторождениям, по green fields и, видимо, искать партнеров, которые разделили бы инвестиционные риски и привлекли бы к нам новые технологии.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики