Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Деньги «Газпрома»: Минфин и «Роснефть» спорят по поводу активов газового гиганта

Деньги «Газпрома»: Минфин и «Роснефть» спорят по поводу активов газового гиганта

По мнению российского газового монополиста – компании «Газпром», текущее увеличение налога на добычу полезных ископаемых – НДПИ, сделает рентабельность этой структуры на внутреннем рынке где-то близкой к нулю.

Увеличение НДПИ – это проблема для «Газпрома»

Заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев на форуме «Газ России» заявил, что если правительство все-таки примет и действительно проведет такое решение, то внутренний рынок будет в лучшем случае для компании безприбыльным, что, на самом деле, является большой стратегической проблемой.

Конечно, «Газпром» от такого решения не разорится, но все-таки общее отсутствие рентабельности негативно скажется на всех компонентах его работы в России.

Отметим, что подобные ремарки стали ответом «Газпрома» на желание со стороны «Минфина» ввести так называемый «налоговый маневр» и повысить налоговую нагрузку для российских добывающих компаний, что должно принести дополнительную прибыль в испытывающий серьезные проблемы с дефицитом федеральный бюджет.

В частности, Минфин планирует в виде налогов получить от «Газпрома» дополнительно 170 млрд рублей в 2017 году и по 125-130 млрд в 2018-2019 годах, причем делаться это будет за счет повышения базового НДПИ при сохранении текущего показателя экспортной пошлины.

Решение правительства бьет по интересам добывающих компаний

Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что российское правительство планирует перенос упора в налоговой нагрузке наших добывающих компаний с экспортной пошлины на НДПИ, т.е. с точки зрения бюджетной логики с нефти и газа, что идут на продажу за рубеж, непосредственно на каждую добывающую шахту.

Причина такого решения  – понятна, это увеличит бюджетные доходы, но в то же время также очевидно, что благодаря такой политики вырастит себестоимость стоимости нефтегазовых продуктов на внутреннем рынке, поэтому бензин и газ станут стоить дороже, а единственный вопрос здесь в том, кто будет оплачивать конечные издержки.

Вариантов здесь, собственно, два – граждане за счет роста цен на бензин и газ или сами добывающие компании путем прямого указания государства.

В действительности пока не ясно, как будет решен этот вопрос, хотя у большинства экспертов есть уверенность, что до 2018 года, т.е. до выборов российского президента, цены на базовые потребительские нефтегазовые продукты не пойдут вверх вместе с издержками, а вот потом уже возможны варианты.

Другое дело, что переносить все издержки на «Газпром» также не очень правильно, поскольку в России существуют проблемы с газификацией целого ряда отдаленных мест и при такой политике существует очень большая вероятность, что наш монополист будет откладывать эти необходимые проекты в «долгий ящик».

Недовольство «Газпрома» объясняется стандартными бизнес-интересами

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что понятно, что «Газпром», как и любая другая нормальная компания, хотел бы иметь, как можно меньшую налоговую нагрузку на свой бизнес.

«В этом его позиция идентична с мнением других ведущих российских производителей природного газа – компаниями «Роснефть» и НОВАТЭК. «Газпром» считает, что это несправедливо, что он будет платить такой объем НДПИ на газ, потому что играет ключевую роль на внутреннем рынке. Да, эта компания на деле имеет исключительную возможность экспортировать газ за рубеж и получать за это прибыль, но «Газпром» также поставляет газ в те российские районы, куда поставки не являются на сегодня рентабельными и окупаемыми хоть в какой-то перспективе», - заключает Митрахович.

Именно это, по словам Митраховича, и является главным тезисом «Газпрома», в части несогласия с новой налоговой политикой Москвы.

«Газпром» поставлен в неравные условия со своими конкурентами

«Тем более, есть такой момент, что «Газпром» также всегда платит пошлину на экспорт газа в размере 30 процентов от его конечной стоимости, а тот же НОВАТЭК по ряду своих проектов от такой нагрузки освобожден в принципе. Так что, это очень сложный вопрос, но вряд ли «Газпрому» удастся добиться того, что эта налоговая нагрузка будет понижена, поскольку все это – бюджетная политика российского правительства на ближайшие несколько лет», - констатирует Митрахович.

По мнению Митраховича, эта борьба будет продолжена, хотя бы по тому, что сейчас в нашей стране существует мнение, что «Газпром» вообще необходимо разделить на ряд отдельных компаний с различной специализацией.

«Одна компания при таком подходе должна будет заниматься добычей природного газа, а другая – его транспортировкой по России и за рубеж, а также хранением в подземных хранилищах. Такое решение пошло бы на руку многим другим российским производителям газа, причем этот вопрос уже затрагивался на президентском обсуждении по ТЭК, и о нем также говорил глава «Роснефти» Игорь Сечин», - резюмирует Митрахович.

Причем, как замечает Митрахович, это касается и экспортного рынка – ведь «Роснефть» и НОВАТЭК очень хотели бы экспортировать за рубеж свой газ, причем по инфраструктуре, принадлежащей сейчас «Газпрому».

Так что, здесь диалог будет длиться долго и он будет идти в контексте, как наших бюджетных дел, так и прочих стратегических нефтегазовых вопросов.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 07.12.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики