Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Деньги «Газпрома»: Минфин и «Роснефть» спорят по поводу активов газового гиганта

Деньги «Газпрома»: Минфин и «Роснефть» спорят по поводу активов газового гиганта

По мнению российского газового монополиста – компании «Газпром», текущее увеличение налога на добычу полезных ископаемых – НДПИ, сделает рентабельность этой структуры на внутреннем рынке где-то близкой к нулю.

Увеличение НДПИ – это проблема для «Газпрома»

Заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев на форуме «Газ России» заявил, что если правительство все-таки примет и действительно проведет такое решение, то внутренний рынок будет в лучшем случае для компании безприбыльным, что, на самом деле, является большой стратегической проблемой.

Конечно, «Газпром» от такого решения не разорится, но все-таки общее отсутствие рентабельности негативно скажется на всех компонентах его работы в России.

Отметим, что подобные ремарки стали ответом «Газпрома» на желание со стороны «Минфина» ввести так называемый «налоговый маневр» и повысить налоговую нагрузку для российских добывающих компаний, что должно принести дополнительную прибыль в испытывающий серьезные проблемы с дефицитом федеральный бюджет.

В частности, Минфин планирует в виде налогов получить от «Газпрома» дополнительно 170 млрд рублей в 2017 году и по 125-130 млрд в 2018-2019 годах, причем делаться это будет за счет повышения базового НДПИ при сохранении текущего показателя экспортной пошлины.

Решение правительства бьет по интересам добывающих компаний

Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что российское правительство планирует перенос упора в налоговой нагрузке наших добывающих компаний с экспортной пошлины на НДПИ, т.е. с точки зрения бюджетной логики с нефти и газа, что идут на продажу за рубеж, непосредственно на каждую добывающую шахту.

Причина такого решения  – понятна, это увеличит бюджетные доходы, но в то же время также очевидно, что благодаря такой политики вырастит себестоимость стоимости нефтегазовых продуктов на внутреннем рынке, поэтому бензин и газ станут стоить дороже, а единственный вопрос здесь в том, кто будет оплачивать конечные издержки.

Вариантов здесь, собственно, два – граждане за счет роста цен на бензин и газ или сами добывающие компании путем прямого указания государства.

В действительности пока не ясно, как будет решен этот вопрос, хотя у большинства экспертов есть уверенность, что до 2018 года, т.е. до выборов российского президента, цены на базовые потребительские нефтегазовые продукты не пойдут вверх вместе с издержками, а вот потом уже возможны варианты.

Другое дело, что переносить все издержки на «Газпром» также не очень правильно, поскольку в России существуют проблемы с газификацией целого ряда отдаленных мест и при такой политике существует очень большая вероятность, что наш монополист будет откладывать эти необходимые проекты в «долгий ящик».

Недовольство «Газпрома» объясняется стандартными бизнес-интересами

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что понятно, что «Газпром», как и любая другая нормальная компания, хотел бы иметь, как можно меньшую налоговую нагрузку на свой бизнес.

«В этом его позиция идентична с мнением других ведущих российских производителей природного газа – компаниями «Роснефть» и НОВАТЭК. «Газпром» считает, что это несправедливо, что он будет платить такой объем НДПИ на газ, потому что играет ключевую роль на внутреннем рынке. Да, эта компания на деле имеет исключительную возможность экспортировать газ за рубеж и получать за это прибыль, но «Газпром» также поставляет газ в те российские районы, куда поставки не являются на сегодня рентабельными и окупаемыми хоть в какой-то перспективе», - заключает Митрахович.

Именно это, по словам Митраховича, и является главным тезисом «Газпрома», в части несогласия с новой налоговой политикой Москвы.

«Газпром» поставлен в неравные условия со своими конкурентами

«Тем более, есть такой момент, что «Газпром» также всегда платит пошлину на экспорт газа в размере 30 процентов от его конечной стоимости, а тот же НОВАТЭК по ряду своих проектов от такой нагрузки освобожден в принципе. Так что, это очень сложный вопрос, но вряд ли «Газпрому» удастся добиться того, что эта налоговая нагрузка будет понижена, поскольку все это – бюджетная политика российского правительства на ближайшие несколько лет», - констатирует Митрахович.

По мнению Митраховича, эта борьба будет продолжена, хотя бы по тому, что сейчас в нашей стране существует мнение, что «Газпром» вообще необходимо разделить на ряд отдельных компаний с различной специализацией.

«Одна компания при таком подходе должна будет заниматься добычей природного газа, а другая – его транспортировкой по России и за рубеж, а также хранением в подземных хранилищах. Такое решение пошло бы на руку многим другим российским производителям газа, причем этот вопрос уже затрагивался на президентском обсуждении по ТЭК, и о нем также говорил глава «Роснефти» Игорь Сечин», - резюмирует Митрахович.

Причем, как замечает Митрахович, это касается и экспортного рынка – ведь «Роснефть» и НОВАТЭК очень хотели бы экспортировать за рубеж свой газ, причем по инфраструктуре, принадлежащей сейчас «Газпрому».

Так что, здесь диалог будет длиться долго и он будет идти в контексте, как наших бюджетных дел, так и прочих стратегических нефтегазовых вопросов.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 07.12.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики