Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяников взбодрили совещанием и обнадежили обещаниями

Нефтяников взбодрили совещанием и обнадежили обещаниями

Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин провел совещание с представителями крупных нефтяных компаний страны. С докладом о состоянии и перспективах развития нефтяной отрасли выступил министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко. Нефтяники давно добивались от правительства встречи, подготовив целый пакет предложений по оптимизации системы налогообложения отрасли в период кризиса. В настоящий момент предприятия топливно-энергетического комплекса России снизили практически все показатели по добыче и поставкам энергоносителей относительно предыдущего года.

По мнению Минэнерго России, при действующей налоговой системе в условиях негативных макроэкономических тенденций будет и дальше наблюдаться значительное снижение добычи нефти. Из-за сокращения объемов добычи нефти и поставок ее на экспорт, а также вследствие низких цен на нефть объемы налоговых платежей предприятий отрасли снизятся. В настоящее время отмечается рост удельных затрат на эксплуатационное бурение в связи с ухудшением качества запасов сырья.

При существующем налоговом режиме 5-летний план развития показывает стагнацию отрасли: добыча нефти снижается и в 2013 году достигнет уровня в 450 млн. тонн /по сравнению в показателями 2008 г на уровне 488 млн тонн/.Снижение добычи составит за 2009-2013 годы более 110 млн. тонн.

Эффект девальвации рубля в 2009 году оказал позитивное, но не решающее влияние на отрасль в силу специфики налогового законодательства, увеличившего рублевые налоговые изъятия, и роста инфляции. Так нефтяники "парировали" заявление министра финансов РФ Алексея Кудрина о том, что девальвация рубля играет на руку экспортерам, в том числе и нефтяникам. Как подчеркнул С.Шматко, "средняя фискальная нагрузка на российские компании в 2008 году составила свыше 57проц от выручки, что более чем в два раза превышает уровень мировых конкурентов". По его словам, эффект девальвации рубля, от которого традиционно выигрывают ориентированные на экспорт отрасли, снимается на 60 проц фискальными органами. Дефицит инвестиционных средств в 2009 году составит около 200 млрд. рублей - отрасль не сможет приступить к полномасштабной реализации стратегических задач, заявил С.Шматко. В тоже время он отметил, что в случае решения проблем отрасли, добыча нефти в 2013 году может составить 511 млн. тонн.

По мнению министра, озвучившего просьбы нефтяников, развитию нефтедобывающей отрасли будет способствовать изменение в налоговой системе страны. Так, возможно изменение параметров формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти исходя из сложившейся макроэкономической ситуации в первом квартале 2009 года. Также в России может ежегодно меняться ставка налога на добычу полезных ископаемых на нефть, исходя из изменяющихся макроэкономических показателей и с учетом необходимости снижения налоговой нагрузки в нефтяной отрасли до уровня, соответствующего показателям развитых нефтедобывающих европейских стран. Для стимулирования развития российской нефтепереработки может быть подготовлен ряд предложений по формам и размерам государственной поддержки финансирования строительства новых и модернизации действующих нефтеперерабатывающих заводов в формах привлечения льготного финансирования за счет средств бюджетной системы и рефинансирования полученных кредитов и займов.

Минэнерго также предложило российским госбанкам выделить 10 млрд рублей нефтяным компаниям на погашение субсидированных процентных ставок по задолженностям.

Общение В.Путина непосредственно с руководителями нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний прошло в закрытом режиме. По итогам совещания С.Шматко сообщил журналистам, что правительство РФ приняло принципиальное решение начать обсуждение новой концепции налогообложения нефтяной отрасли. Пока же решено временно обнулить экспортную пошлину на нефть с месторождений Восточной Сибири, что может вступить в силу в 2009 г. По мнению министра, эта мера должна действовать около трех лет. Он отметил также, что есть вопросы, связанные с администрированием, поскольку нужно четко понимать, куда и сколько такой нефти экспортируется.

"Но я думаю, что это достаточно оперативная мера. Принципиальное решение принято", - отметил С.Шматко. По его словам, в течение 1-2 месяцев этот вопрос будет проработан. "Будем смотреть на текущую ситуацию по тому, как эта мера будет оказывать влияние на инвестиционную активность в Восточной Сибири", добавил министр. С.Шматко также отметил, что ключевую роль в рентабельности деятельности нефтяных компаний на месторождениях Восточной Сибири играют транспортные тарифы. "Поэтому мы говорим о том, что здесь должен быть создан какой-то сквозной тариф - и транспортный, и железнодорожный, - который позволял бы компаниям заниматься производством и экспортом нефти", - сказал глава Минэнерго.

Правительство РФ также поддержало идею о госгарантиях для проектов по модернизации российских НПЗ и ускорению возврата НДС, уплачиваемого при ввозе импортного оборудования для нефтяной отрасли. Кроме того, С.Шматко сообщил, что участники совещания все же приняли решение заменить НДПИ налогом на сверхприбыль, не вдаваясь в подробности этой проблемы.

Действительно, накануне совещания по ТЭК ожидалось, что В. Путин обсудит с нефтяниками будоражащую экспертные круги идею о замене НДПИ и экспортной пошлины на налог на сверхдоходы. Возможность рассмотрения этой темы не исключил и замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский. Учитывая, что

нефтяная отрасль формирует доходную часть федерального бюджета на 43проц /около 4,5 триллиона рублей/, тема вызывает неоднозначное отношение. Главный аргумент против налога: его слишком тяжело считать и проверять достоверность данных - инвестор будет заинтересован завышать затраты. Главный аргумент "за": нефтяной отрасли требуется изменение структуры налоговой нагрузки в условиях роста издержек.

Премьер также обещал просчитать возможность ввода дифференцированной ставки акцизного налога на нефтепродукты в зависимости от качественных характеристик выпускаемых топлив - также на срок окупаемости.

Жалующимся на бедственное положение нефтяникам В.Путин напомнил, что налоговые и прочие послабления уже принесли российским нефтяным компаниям порядка 500 миллиардов рублей. При этом российский премьер предложил нефтяникам пустить эти деньги на развитие, воздержавшись от обещаний новых льгот.

"С учетом всех действий, фискальная нагрузка на отрасль сократилась примерно на 500 миллиардов рублей", - сказал Путин на совещании в городе Кириши Ленинградской области, где расположен НПЗ Сургутнефтегаза - Киришинефтеоргсинтез.

"Мы вправе ожидать, что оставляемые в отрасли средства будут направлены на финансирование инвестиций в геологоразведку, на добычу и переработку, то есть вложены в производственный процесс", - добавил он. Проще говоря, вместо льгот В.Путин предложил нефтяникам заняться модернизацией производственных мощностей отрасли.

Премьер также дал понять нефтяникам, что правительство не намерено откладывать ввод техрегламента по топливу, а также переносить стандарты по использованию попутного нефтяного газа. Власти также намерены подробнее обсудить вопрос о создании резерва нефти в РФ и проработать вопрос об уравнивании пошлин на темные и светлые нефтепродукты.

От финансового стимулирования "нефтянки" положительный эффект почувствуют множество смежных отраслей промышленности, резюмировал С.Шматко.

Так нужно ли правительству помогать нефтяному сектору? В представлении большинства обывателей /и не только их, а также и представителей не сырьевых отраслей экономики страны/ нефтяники в течение последних лет, до лета 2008 года "жировали" за счет благоприятной нефтяной конъюнктуру на мировых рынках, но в тоже время разработкой новых месторождений и геологоразведкой не занимались.

По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, сокращение налоговой нагрузки на нефтяной сектор произошло, однако нефтяные компании в начале года заявили о том, что они собираются сокращать инвестиции, так как упала цена на нефть. "Возникает резонный вопрос: зачем государство снижает налоги на нефтяную отрасль, если нефтяные компании отказываются вкладывать деньги в новые проекты? Причём по итогам года многие нефтяные компании получили чистые прибыли /уже после выплаты налогов/ порядка 10 миллиардов долларов, а некоторые компании – и более 10 миллиардов долларов. И это не привело к тому, что они увеличат инвестиции в "гринфилды", то есть в новые проекты", - задается вопросами К.Симонов.

"Я считаю, нужен диверсифицированный подход к налогообложению компаний. Если мы говорим о новых проектах, то действительно нужно их налоговым образом стимулировать. Снижение налогов должно касаться, прежде всего, абсолютно новых проектов и, наоборот, очень старых проектов. Затем – новые проекты, месторождения с тяжёлой нефтью. То есть стремиться к тому, чтобы компании активнее инвестировали в эту отрасль. Простое снижение налогов приводит к тому, что деньги фактически будут изъяты из бюджета и перейдут в дивиденды собственникам нефтяного бизнеса, который зачастую, кстати, является частным. У нас думают, что у нас вся нефтяная отрасль чуть ли не национализирована, но в реальности это не так: в России огромное количество компаний, которые являются частными", - полагает К.Симонов.

Но есть и иное мнение. В частности, ряд экспертов полагает, что обнуление экспортных пошлин на нефть из Восточной Сибири – мера не рыночная, которая подрывает единое юридическое поле России.

Геннадий Красовский из НК "Лукойл" в интервью ПРАЙМ-ТАСС сказал, что "первая волна налоговых послаблений для нефтяников – это компенсаторный механизм. Основные налоги – экспортные пошлины и роялти привязаны к выручке. Растут ли цены на нефть или нет – доход остается стабильным при разных ценовых сценариях на рынке. За последние 5 лет затраты нефтяников выросли на сто процентов, а выручка не растет. Налоговая система этого феномена не видит. Нужно убрать несуразности, поменять структуру налоговых вычетов, изменить нынешний мейнстрим и получить в итоге толчок к новым инвестиционным проектам в отрасли". "Если впрыскивать деньги в экономику, то нужно доводить их до реального сектора. К сожалению, у нас, как, впрочем, и на Западе, государственные деньги оседают в банковской системе, механизма перераспределения средств из банков в реальную экономику нет. При этом хочу напомнить, что нефтяной сектор не только напрямую, но и косвенно формирует ВВП страны – не только обеспечивая поступления денег в бюджет, но и формируя новые рабочие места за счет увеличения капитальных программ", - объясняет свою позицию Г.Красовский.

Столь разноплановые комментарии относительно ситуации в нефтяном комплексе России еще раз доказывают, что от правительства требуется взвешенный и "расчетливы" подход к решению проблем в этой отрасли.

Источник: Прайм-ТАСС, 13.02.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики