Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российское топливо для шведской АЭС растопило лед европейских санкций

Российское топливо для шведской АЭС растопило лед европейских санкций

Топливная компания ТВЭЛ (структура госкорпорации «Росатом») заключила коммерческий контракт на поставку ядерного топлива для шведской АЭС «Рингхальс». Об этом заявил владеющий станцией шведский энергетический концерн Vattenfall.

Со Швецией можно договориться

Речь идет о российском топливе «ТВС-Квадрат», которое создано специально с целью выхода «Росатома» на рынок ядерного топлива для реакторов типа PWR, работающих на АЭС зарубежных проектов. Заключив контракт с российской компанией, шведы показали, что вполне способны закрыть глаза на политические разногласия и экономические санкции, если это отвечает их интересам.

«На самом деле, отношения между странами по вопросам экономики и внешней политики всегда складываются многопланово. То, что мы по некоторым вопросам со Швецией конфликтуем, а по другим сотрудничаем – это нормально, – рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Например, если говорить о строительстве газопровода «Северный поток-2», то Швеция – известный оппонент этого проекта. Хотя по первому «Северному потоку» она все-таки дала разрешение на прокладку труб в ее исключительной экономической зоне в Балтийском море. Я думаю, что и по второму тоже договоримся. Это те вещи, которые можно доработать. Как показал опыт «Северного потока-1», со Швецией договориться можно».  По словам эксперта, Швеция является страной, активно занимающейся атомной энергией, поэтому взаимодействие с РФ по этому вопросу для нее крайне актуально.

Подписание контракта на поставки российского ядерного топлива для АЭС «Рингхальс» говорит о том, что при необходимости шведская сторона может закрыть глаза на санкционный режим и другие ограничения. «Здесь уже доминирует рыночный подход: смотрят на качество топлива, на стоимость и надежность поставок. Страны стараются достигать для себя каких-то максимально хороших результатов там, где это не связано с политическими и стратегическими вопросами. Как в данном случае», – пояснил директор информационных проектов ПИР-Центра Андрей Баклицкий.

Шведский успех российского топлива

По мнению эксперта, для «Росатома» контракт на поставку отечественного топлива на европейский рынок – очень значительный шаг. «Уже в течение длительного времени мы наблюдаем серьезный перелом на мировом рынке атомной энергетики. До недавнего времени правилом было то, что страна, которая строит АЭС, в обязательном порядке являлась поставщиком топлива на протяжении всего периода действия атомной станции. И это было нормой – все так и делали.

В последние годы началось взаимопроникновение компаний на рынке атомной энергии. В частности, американское «Вестингауз» начало пытаться работать с украинскими электростанциями – поставлять для них топливо. В свою очередь Россия начала пробовать поставлять топливо Швеции. Раньше это не делалось потому, что конструктивные особенности каждой АЭС требуют, чтобы там было максимально подходящее топливо во избежание аварий.

Второй вопрос – ноу-хау. Страна, которая строит АЭС, никому свои технологии передавать не планирует. Чтобы понять, как сделать топливо, придется идти к этому путем проб и ошибок. Во многом те проблемы, которые происходили на АЭС Украины с топливом «Вестингауз», были связаны именно с этими ошибками.

Для России выход на западный рынок топлива очень важен. Нам будет что показывать. Чем подтверждать, что наше топливо – не просто теоретические разработки, а реальный продукт, который успешно используется в Европе. Пример тому – Швеция», – резюмирует Андрей Баклицкий. 

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 14.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики