Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинский транзит: Европа ответит «Нафтогазу» отказом

Украинский транзит: Европа ответит «Нафтогазу» отказом

Украина, опасаясь потерять транзит российского газа через свою территорию, готова продать половину газотранспортной системы (ГТС) европейской компании. Об этом заявил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Европейцев не заинтересует предложение Киева: они прекрасно понимают, что через несколько лет «Газпром» полностью откажется от транзита газа через Украину, поэтому нет смысла вкладывать десятки млрд долларов в местную ГТС, говорят эксперты.

Украина готова пожертвовать частью денег

«Идея отдать часть своей транзитной прибыли в Европу у украинцев созрела давно, еще в 2014 году, – рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Именно с этой целью они начали на законодательном уровне готовить механизм системы управления ГТС. В частности, приняли закон, по которому должна быть создана компания-оператор ГТС, в которой 49% можно продать частным компаниям, в том числе иностранным. Всю законодательную базу они подготовили чуть ли не два года назад. Фактически украинцы говорят европейцам и американцам, что готовы отдать им часть транзитных денег, только чтобы удержать через свою территорию транзит. А это значит, что компании из ЕС и США должны заставить Россию отказаться от обходных газопроводов, таких как «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

Ранее глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил о том, что без участия в управлении украинской ГТС европейской компании Украина лишится транзита российского газа. Речь идет о периоде после 2019 года, когда истекает действие транзитного контракта с Россией. При этом Коболев называет РФ «очень мощным оппонентом» и отмечает, что при покупке российского газа по альтернативным маршрутам топливо будет обходиться европейцам дороже.

В Европе прекрасно понимают обреченность украинского транзита

Газовая труба для Украины имеет не только экономический, но и политический смысл, отмечает Игорь Юшков. «Пока Россия зависима от Украины посредством транзита, это можно использовать как рычаг давления на Москву. Если же газ пойдет в обход Украины, то снижается и геополитическая роль этой страны на мировой арене. Поэтому они готовы идти на все. Видимо, переговоры о вхождении в капитал ГТС с теми странами и с теми компаниями, с которыми они договаривались об этом раньше, провалились, и сейчас Украина объявляет открытый конкурс. Они готовы любым странам и компаниям продать свою газотранспортную систему в обмен на услуги по лоббированию препонов для российских проектов. 

Другой вопрос – кто из европейских компаний на это откликнется. Я думаю, что никто. Европейцы прекрасно видят, что «Газпром» делает все для того, чтобы отказаться от транзита через Украину. И здесь уже насильно мил не будешь, потому что если входить в эту историю, нужна гарантия загрузки ГТС хотя бы лет на 10 с учетом необходимости инвестиций около 10 млрд долларов просто для сохранения украинской ГТС в работоспособном состоянии. А такие гарантии европейцам никто дать не может. Поэтому здесь мы видим тщетные попытки Украины усидеть на транзите, который в любом случае скоро будет прекращен, что понимают как европейцы, так и американцы. Никто не верит в то, что украинский транзит удастся сохранить надолго. Вставить палки в колеса «Газпрому» на год-два еще можно, но на 10 лет – это нереально», – резюмирует эксперт.

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 05.01.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики