Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как договаривались

Как договаривались

Аналитик Александр Пасечник — о ходе исполнения соглашения о сокращении добычи нефти и среднесрочных тенденциях на мировом рынке черного золота

Похоже, что мировой рынок нефти вошел в фазу стабилизации ― цена барреля Brent в течение января закрепилась на рубежах около $55. Столь комфортному для экспортеров положению дел на биржах способствует в первую очередь решение о сокращении с начала 2017 года добычи нефти странами ОПЕК и рядом внекартельных государств, включая Россию.

В поддержку котировок ― и грядущий рост спроса на черное золото: 19 января Международное энергетическое агентство (МЭА) улучшило прогноз по спросу на нефть в мире в 2017 году на 0,2 млн баррелей в сутки (до 97,8 млн баррелей в день с ожидавшихся ранее 97,6 млн баррелей).

Кроме того, подстегивает «бычьи» настроения на энергетических биржах и новостной фон: наметились предпосылки к расширению состава участников соглашения о лимитировании добычи. «Некоторые страны сейчас обдумывают вопрос о присоединении к соглашению ОПЕК и ряда государств, не входящих в картель, о сокращении добычи нефти», ― заявил генсек организации Мохаммед Баркиндо.

А Азербайджан и вовсе объявил, что желал бы усилить дефицит предложения на рынке черного золота за счет новой волны глобального сокращения добычи. Уточнив, правда, что готов к таким действиям только в случае, если его инициатива будет услышана и поддержана остальными участниками «венского соглашения» от 30 ноября. Но в заявлении из Баку все-таки больше лирики. Во-первых, Азербайджан не ключевой игрок на глобальном рынке нефти. Во-вторых, пока нет точной статистики по уже принятому соглашению о сокращении производства нефти даже по январю.

Хотя определенные промежуточные данные мониторинга уже позволяют оценить степень ограничения мирового предложения черного золота.

21 января в Вене состоялась первая неформальная встреча членов комитета по мониторингу за снижением добычи нефти, а на следующий день  плановое заседание, где участники обменялись собственными данными о положении дел в добыче и провели комплексную оценку действий пула нефтедобытчиков, участвующих в соглашении.

Как заявил министр энергетики РФ Александр Новак, совокупное сокращение добычи нефти по итогам января составит 1,7 млн баррелей в сутки при уже достигнутом на сегодня уровне выбывания в 1,5 млн.

А как известно, полугодовой план лагеря стран, вовлеченных в соглашение о квотировании, составляет около 1,8 млн баррелей. Выходит, набранная динамика по ограничению производства нефти может достичь целевых показателей досрочно  уже в феврале, что будет большим подспорьем для рынка энергоресурсов.

Кроме того, 22 января комитет по контролю за добычей нефти странами ОПЕК и внекартельными государствами утвердил техническую комиссию по слежению за сокращением добычи нефти. Следующее заседание профильного комитета намечено провести во второй половине марта в Кувейте, на нем будет рассмотрена отраслевая статистика по итогам февраля.

Однако до конца не ясен механизм работы контрольной миссии: не было инспекций какой-либо рабочей группы на крупнейшие добывающие объекты всех 24 стран, обязавшихся сокращать производство нефти. В ходе таких инспекций можно было бы и посмотреть остановленные «качалки», и посчитать объемы «выбывания» сырья.

Поэтому отнюдь не факт, что на деле всё происходит именно так, как преподносится. Напомню, статус соглашения о сокращении добычи  все-таки джентльменский, а не юридический. Поэтому жестких рамок ни для кого нет. Равно как не предусмотрены и санкции к нарушителям режима.

Поэтому движение котировок на рынке нефти по-прежнему в основном будет определять статистика от традиционных эмитентов отраслевой отчетности  МЭА, ОПЕК и отчасти некоторых ведущих глобальных нефтегазовых концернов. Но  в их обзорах будут использоваться в том числе и оперативные сводные данные национальных мониторинговых миссий, которые вполне могут оказаться «скорректированными». Причина же такого вероятного крючкотворства кроется как раз в самом участии той или иной страны в «ограничительном союзе»: ведь искусственное снижение добычи будет способствовать подрыву национальных сырьевых фундаментов для исполнения обязательств по экспортным контрактам. К тому же, согласно свежим прогнозным взглядам МЭА, ожидаем рост глобального спроса на нефть. Что может только формировать тенденцию к наращиванию портфелей заявок от контрагентов-потребителей черного золота. Но как их тогда удовлетворять, если есть задача снижать добычу?

Риски нарушений сосредоточены главным образом в среде ОПЕК. Учитывая, что на протяжении последних нескольких лет отдельные представители этой организации серьезно отклоняются от принятых внутри картеля производственных квот, есть все основания опасться, что они же могут корректировать данные по снижению объемов добычи.

Поэтому сейчас первоочередная задача «заморозчиков» ― действовать честно и все-таки попытаться коллегиально соблюсти взятые обязательства по искусственному лимитированию добычи нефти хотя бы в течение шести месяцев  срока, прописанного в документе.

Тем более что ведущие представители ОПЕК в лице Саудовской Аравии и Ирака пока не отклоняются от исполнения нормативов и сворачивают добычу в рамках прежде принятых обязательств. Россия тоже снижает добычу. «Сокращение суточного объема национального производства нефти достигло 100 тыс. баррелей», ― заявлял Александр Новак.

Такое поведение крупнейших игроков рынка нефти позволяет прогнозировать сохранение стабильности на энергетических торговых площадках в горизонте первого полугодия.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 28.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики