|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: у Беларуси нет альтернатив российской нефти Эксперт: у Беларуси нет альтернатив российской нефтиНи в Иране, ни в Азербайджане невозможно найти сегодня большие свободные объемы нефти, доставка ее морем и железной дорогой будет стоить слишком дорого. В 2016 году РФ из-за нефтегазового спора с Беларусью недопоставила в республику около 6 миллионов тонн нефти — это более 20% от плановых объемов. Из-за этого ВВП страны показал спад на 2,6%. На 1 квартал 2017 года РФ обещает республике только 4 миллиона тонн нефти, что на 2 миллиона тонн меньше потребностей белорусских НПЗ. Уже в начале января президент Беларуси Александр Лукашенко поручил профильным чиновникам найти альтернативу российской нефти. Вопрос не в объеме, а в ценеКак отметил Симонов, отвечая на вопрос Sputnik в рамках круглого стола в ММПЦ Sputnik, альтернативы российской нефти для Беларуси не просматривается. «Никаких альтернатив у Беларуси нет. Почему? Потому что это не только вопрос объема. Прежде всего, это вопрос цены. Не в первый раз Лукашенко заявляет эту тему, что Беларусь будет закупать другую нефть», — сказал Симонов. Он напомнил, что Беларусь уже проходила в своей истории период, когда НПЗ пытались заместить российскую нефть сырьем из других стран. Первоначально это была венесуэльская нефть, затем она была заменена по своп-схемам нефтью из Азербайджана. Сырье поставлялось танкерами в порт Одессы, оттуда переваливалось в цистерны и далее по железной дороге следовало в Беларусь. Так прибыло несколько первых танкеров. Затем, в результате достижения договоренностей с Украиной, был переведен в реверсный режим нефтепровод «Одесса-Броды», и транспортировка азербайджанской нефти стала быстрей и дешевле. Однако вместо заявленных 8 миллионов тонн в год за два года в Беларусь было поставлено немногим более миллиона тонн нефти не из РФ. В 2011 году проект был свернут — из-за экономической неэффективности, а также потому, что вновь удалось договориться с РФ о более комфортных условиях поставок. Если в 2010 году главным условием РФ было то, что Минск может получить без пошлин только немногим более 6 миллионов тонн нефти, что достаточно для производства топлива на внутренний рынок, то в 2011 году эти ограничения были сняты. Где же взять нужные объемы?Рассуждая о замещении российской нефти сырьем из другой страны, Симонов исходит из того, что Беларусь будет стремиться найти альтернативу всей российской нефти, а не тем ее объемам, которых республике не достает. «Чтобы заменить российскую нефть, нужно взять нефть, сопоставимую по качеству в необходимых объемах. Выпадающий объем получается примерно 20 миллионов тонн. Это немаленький объем. Это 140 миллионов баррелей. Где вы такие объемы найдете сейчас на рынке?» — задал вопрос Симонов. По его мнению, возможности Ирана по поставке на рынок больших свободных объемов нефти сильно преувеличены. «Почему, как вы думаете, Иран вошел в соглашение с ОПЕК на особых условиях? Потому что иранские власти понимают, что уже Иран во многом сделал рывок после снятия санкций, и все. Быстро он расти не будет, новых инвестиций в Иран не пришло, никакого нефтяного ренессанса нет. Уже прошло больше года, как сняли санкции, и, тем не менее, никакого ренессанса не происходит», — сказал Симонов, подчеркнув, что большие объемы иранской нефти на рынке будут лишними. В Азербайджане лишней нефти просто нет, добавил эксперт. Более того, продолжил он, сейчас эта страна сокращает добычу в рамках соглашения с ОПЕК, в том числе и потому, что не может ее объективно нарастить. «Венесуэльская нефть? Да это бред», — высказался Симонов. Стоимость транспортировки и украинский опытСимонов также предложил вновь подсчитать стоимость транспортировки иранской или азербайджанской нефти до белорусских НПЗ. «Мы считали неоднократно — там вообще экономики нет никакой. Вы будете переплачивать. Это называется «назло бабушке отморозить уши», — сказал он. Эксперт заметил, что Украина сейчас занимается замещением российских поставок, и в этом плане она будет более успешной, потому что «она деньги не считает, как и с газом». «У них переплата сейчас идет 50 долларов за тысячу кубов (газа — Sputnik). Если бы они брали газ не по реверсу, а у нас, они бы зимний сезон — декабрь-январь — сэкономили эти 50 долларов. А им плевать на это. То же самое и с нефтью», — пояснил эксперт. Он добавил, что сейчас Кременчугский НПЗ намерен перейти на переработку азербайджанской нефти, которую будет получать по нефтепроводу «Одесса-Броды». «Если они сядут на это сырье, для белорусов даже места не будет. Во-первых, объемов на рынках таких нет. Во-вторых, в трубе места не будет. Но самое главное — вопрос цены. Там не будет экономии. Можно, конечно, в режиме „назло бабушке отморозим уши“, но в целом я реальных перспектив этого замещения вообще не вижу», — добавил он. Какова на самом деле ситуация с «трубой»?Между тем, как отмечают белорусские участники рынка нефтепереработки, белорусская сторона вела с Украиной предварительные переговоры о возможности возврата к прокачке азербайджанской нефти по трубопроводу «Одесса-Броды» до белорусских НПЗ. Фактически, Минск предлагал Киеву вернуться к схеме 2010-2011 годов, даже с учетом того, что условия контракта тех лет — «качай или плати» — были не слишком выгодными для белорусской стороны. Даже в том случае, если прокачка нефти не осуществлялась, Минск вынужден был оплачивать стоимость транзита. Это привело к тому, что в 2012 году контракт с «Укртрнаснафтой» был расторгнут из-за высоких издержек белорусской стороны и фактического сворачивания проекта по транспортировке азербайджанской нефти. Сегодня Киев заинтересован в получении от Минска гарантированных объемов прокачки, и условие «качай или плати» выглядит еще более жестким: Украина уже имеет опыт того, как сложные и затратные мероприятия по развороту маршрута прокачки по «Одесса-Броды» завершились экономическим пшиком. Еще один вопрос, который пока не дает этому проекту Минска двигаться дальше — это технологическая нефть, которым заполнена идущая на Мозырь перемычка между «Одесса-Броды» и «Дружба». Пока Минск и Киев так и не решили, кому эта нефть принадлежит, между сторонами возник даже юридический спор, но разрешение его идет вяло. А о том, сколько труда и денег стоит привезти в Беларусь нефть «танкерами и ведрами», в Минске знают все. Поэтому ответа на требование президента пока нет: первый и единственный танкер из Азербайджана прибыл на МНПЗ морем и железной дорогой осенью прошлого года, и с тех пор больше никаких известий об этом нет. Источник: Sputnik Беларусь, 29.01.2017 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограниченийНовая логистика российского нефтяного бизнесаНовая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическаяРоссийская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолкомВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |