Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: у Беларуси нет альтернатив российской нефти

Эксперт: у Беларуси нет альтернатив российской нефти

Ни в Иране, ни в Азербайджане невозможно найти сегодня большие свободные объемы нефти, доставка ее морем и железной дорогой будет стоить слишком дорого.

Для Беларуси не существует на сегодняшний день реальных альтернатив для замещения недостающих объемов российской нефти, считает первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при правительстве РФ, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

В 2016 году РФ из-за нефтегазового спора с Беларусью недопоставила в республику около 6 миллионов тонн нефти — это более 20% от плановых объемов. Из-за этого ВВП страны показал спад на 2,6%. На 1 квартал 2017 года РФ обещает республике только 4 миллиона тонн нефти, что на 2 миллиона тонн меньше потребностей белорусских НПЗ. Уже в начале января президент Беларуси Александр Лукашенко поручил профильным чиновникам найти альтернативу российской нефти.

Вопрос не в объеме, а в цене

Как отметил Симонов, отвечая на вопрос Sputnik в рамках круглого стола в ММПЦ Sputnik, альтернативы российской нефти для Беларуси не просматривается. «Никаких альтернатив у Беларуси нет. Почему? Потому что это не только вопрос объема. Прежде всего, это вопрос цены. Не в первый раз Лукашенко заявляет эту тему, что Беларусь будет закупать другую нефть», — сказал Симонов.

Он напомнил, что Беларусь уже проходила в своей истории период, когда НПЗ пытались заместить российскую нефть сырьем из других стран. Первоначально это была венесуэльская нефть, затем она была заменена по своп-схемам нефтью из Азербайджана. Сырье поставлялось танкерами в порт Одессы, оттуда переваливалось в цистерны и далее по железной дороге следовало в Беларусь. Так прибыло несколько первых танкеров. Затем, в результате достижения договоренностей с Украиной, был переведен в реверсный режим нефтепровод «Одесса-Броды», и транспортировка азербайджанской нефти стала быстрей и дешевле. Однако вместо заявленных 8 миллионов тонн в год за два года в Беларусь было поставлено немногим более миллиона тонн нефти не из РФ. В 2011 году проект был свернут — из-за экономической неэффективности, а также потому, что вновь удалось договориться с РФ о более комфортных условиях поставок. Если в 2010 году главным условием РФ было то, что Минск может получить без пошлин только немногим более 6 миллионов тонн нефти, что достаточно для производства топлива на внутренний рынок, то в 2011 году эти ограничения были сняты.

Где же взять нужные объемы?

Рассуждая о замещении российской нефти сырьем из другой страны, Симонов исходит из того, что Беларусь будет стремиться найти альтернативу всей российской нефти, а не тем ее объемам, которых республике не достает. «Чтобы заменить российскую нефть, нужно взять нефть, сопоставимую по качеству в необходимых объемах. Выпадающий объем получается примерно 20 миллионов тонн. Это немаленький объем. Это 140 миллионов баррелей. Где вы такие объемы найдете сейчас на рынке?» — задал вопрос Симонов.

По его мнению, возможности Ирана по поставке на рынок больших свободных объемов нефти сильно преувеличены. «Почему, как вы думаете, Иран вошел в соглашение с ОПЕК на особых условиях? Потому что иранские власти понимают, что уже Иран во многом сделал рывок после снятия санкций, и все. Быстро он расти не будет, новых инвестиций в Иран не пришло, никакого нефтяного ренессанса нет. Уже прошло больше года, как сняли санкции, и, тем не менее, никакого ренессанса не происходит», — сказал Симонов, подчеркнув, что большие объемы иранской нефти на рынке будут лишними.

В Азербайджане лишней нефти просто нет, добавил эксперт. Более того, продолжил он, сейчас эта страна сокращает добычу в рамках соглашения с ОПЕК, в том числе и потому, что не может ее объективно нарастить. «Венесуэльская нефть? Да это бред», — высказался Симонов.

Стоимость транспортировки и украинский опыт

Симонов также предложил вновь подсчитать стоимость транспортировки иранской или азербайджанской нефти до белорусских НПЗ.

«Мы считали неоднократно — там вообще экономики нет никакой. Вы будете переплачивать. Это называется «назло бабушке отморозить уши», — сказал он. Эксперт заметил, что Украина сейчас занимается замещением российских поставок, и в этом плане она будет более успешной, потому что «она деньги не считает, как и с газом».

«У них переплата сейчас идет 50 долларов за тысячу кубов (газа — Sputnik). Если бы они брали газ не по реверсу, а у нас, они бы зимний сезон — декабрь-январь — сэкономили эти 50 долларов. А им плевать на это. То же самое и с нефтью», — пояснил эксперт. Он добавил, что сейчас Кременчугский НПЗ намерен перейти на переработку азербайджанской нефти, которую будет получать по нефтепроводу «Одесса-Броды».

«Если они сядут на это сырье, для белорусов даже места не будет. Во-первых, объемов на рынках таких нет. Во-вторых, в трубе места не будет. Но самое главное — вопрос цены. Там не будет экономии. Можно, конечно, в режиме „назло бабушке отморозим уши“, но в целом я реальных перспектив этого замещения вообще не вижу», — добавил он.

Какова на самом деле ситуация с «трубой»?

Между тем, как отмечают белорусские участники рынка нефтепереработки, белорусская сторона вела с Украиной предварительные переговоры о возможности возврата к прокачке азербайджанской нефти по трубопроводу «Одесса-Броды» до белорусских НПЗ. Фактически, Минск предлагал Киеву вернуться к схеме 2010-2011 годов, даже с учетом того, что условия контракта тех лет — «качай или плати» — были не слишком выгодными для белорусской стороны. Даже в том случае, если прокачка нефти не осуществлялась, Минск вынужден был оплачивать стоимость транзита. Это привело к тому, что в 2012 году контракт с «Укртрнаснафтой» был расторгнут из-за высоких издержек белорусской стороны и фактического сворачивания проекта по транспортировке азербайджанской нефти.

Сегодня Киев заинтересован в получении от Минска гарантированных объемов прокачки, и условие «качай или плати» выглядит еще более жестким: Украина уже имеет опыт того, как сложные и затратные мероприятия по развороту маршрута прокачки по «Одесса-Броды» завершились экономическим пшиком. Еще один вопрос, который пока не дает этому проекту Минска двигаться дальше — это технологическая нефть, которым заполнена идущая на Мозырь перемычка между «Одесса-Броды» и «Дружба». Пока Минск и Киев так и не решили, кому эта нефть принадлежит, между сторонами возник даже юридический спор, но разрешение его идет вяло. А о том, сколько труда и денег стоит привезти в Беларусь нефть «танкерами и ведрами», в Минске знают все. Поэтому ответа на требование президента пока нет: первый и единственный танкер из Азербайджана прибыл на МНПЗ морем и железной дорогой осенью прошлого года, и с тех пор больше никаких известий об этом нет.

Источник: Sputnik Беларусь, 29.01.2017 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики