Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Старт дан: к 2019 году «Турецкий поток» оставит Украину без денег

Старт дан: к 2019 году «Турецкий поток» оставит Украину без денег

Сегодня Совет Федерации ратифицировал двустороннее международное соглашение между Россией и Турцией по строительству газопровода «Турецкий поток».

Этот документ был подписан 10 октября прошлого года и предполагает строительство двух газопроводных ниток по дну Черного моря мощностью в 15,75 млрд кубометров каждая, причем строительство первой нитки уже началось, не говоря уже о том, что на территории России для этого проекта на сегодня подготовлена вся необходимая инфраструктура.

«Турецкий поток» уже набирает обороты

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что для реализации этого газотранспортного проекта на практике уже все готово. 

«Согласно графику реализации этого проекта, то к 2019 году первая нитка этого газопровода из России в Турцию должна быть полностью проложена. Об этом свидетельствует, как общая высокая степень готовность инфраструктуры «Турецкого потока», так и очевидные политические и экономические обстоятельства», - заключает Гривач.

Дело в том, как замечает Гривач, «Турецкий поток» Москвой и Анкарой готовился на протяжении нескольких лет, но из-за известных сложностей политического характера, он был на определенное время вынужденно отложен. При этом, проделанная работа никуда не пропала и ждала своего часа, когда Россия и Турция урегулируют свои отношения.

«Сейчас, когда политическая конъюнктура отошла в прошлое, между Россией и Турцией достигнут достаточно высокий темп принятия необходимых для этого проекта документов, как на внутреннем уровне, так и в рамках двустороннего диалога», - резюмирует Гривач.

Так что, на сегодня этот процесс, как считает Гривач, можно оценивать крайне оптимистично, особенно в контексте первой нитки «Турецкого потока», которую в настоящее время начинают активно строить.

На сегодня «Турецкий поток» – это проект для внутреннего рынка Турции

Здесь надо понимать, что первая нитка «Турецкого потока» строится для национального рынка Турции – эта магистраль заменит те объемы газа, которые Анкара покупает у «Газпрома» и получает его транзитом через Украину и другие государства Восточной Европы.

Поэтому никаких вопросов насчет целесообразности первой нитки этого российско-турецкого проекта никогда не возникало, а вот дальше уже начинаются различные нюансы.

Не секрет, что главной целью южного газотранспортного проекта «Газпрома», который изначально назывался «Южный поток», а потом после решения Еврокомиссии и вынужденных уступок правительства Болгарии в виду явного давления Вашингтона трансформировался в «Турецкий поток», является создание альтернативного Украине маршрута поставок российского газа в страны южной Европы.

С первой «ниткой» – все ясно, с остальными – вопросы

Кроме того, сам проект был разработан в тот период, когда ожидалось увеличение потребления газа в Евросоюзе, но эти надежды не оправдались ввиду того, что развитие газовой генерации в Европе искусственно сдерживается политическими структурами Брюсселя.

Поэтому речи о третьей и четвертой «нитках» этого проекта пока не идет, а что касается второй, то и здесь очень много нерешенных вопросов.

Например, совершенно точно в этом вопросе необходимо согласие со стороны европейских структур на строительство газопровода-продолжения из Турции в Грецию, а затем дальше в Евросоюз, которого пока нет, и не стоит ожидать в ближайшем будущем.

Все это позволяет нам сделать вывод, что «Турецкий поток» на сегодня пока представляет двусторонний проект по поставкам газа из России в Турцию, а его европейское продолжение – весьма вероятно, но пока как-либо материально не подтверждено.

«Турецкий поток» выгоден России и в современном виде

«Да, на сегодня «Турецкий поток» – это способ по транзиту газа в Турцию, а также в перспективе в балканские страны Европы, но все равно он очень выгоден нашей стране даже в современном его варианте, поскольку позволяет доставляет газ конечному потребителю без всяких посредников», - констатирует Гривач.

При этом, как отмечает Гривач, не нужно забывать и про другой российско-турецкий газопровод – «Голубой поток», строительство которого позволило расширить наше участие на внутреннем рынке Турции, а также подготовить необходимую почву для продолжения сотрудничества в рамках «Турецкого потока».

Так что, между Россией и Турцией создались прочные связи в контексте сотрудничества по газу, которые очень выгодны Анкаре и от которых она не откажется даже в случае очередного резкого похолодания двусторонних отношений.

Не просто же так Москва включила в свой пакет санкций в отношении Турции реализацию «Турецкого потока», поскольку прекрасно знала, как в этом проекте наряду с проектом АЭС «Аккую» заинтересована Анкара.

«У «Турецкого потока» есть целый ряд преимуществ над тем же «Голубым потоком». Во-первых, это более короткий путь, во-вторых, гораздо более технологичный газотранспортный маршрут, который позволит бесперебойно поставлять газ с территории России на территорию Турции», - заключает Гривач.

Также, по мнению Гривача, не стоит забывать и про то обстоятельство, что «Турецкий поток» станет для России наиболее экономичным вариантом поставки природного газа на такие расстояния и в таких сложных территориальных условиях.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 01.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики