Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ради высоких цен на нефть Россия пожертвует экспортом

Ради высоких цен на нефть Россия пожертвует экспортом

На днях был опубликован свежий рейтинг PRIX — крупного сообщества нефтегазовых экспертов, оценивающих влияние экономических и политических рисков на развитие отрасли. По их прогнозам, первые три месяца 2017-го станут рекордно депрессивными для мирового экспорта чёрного золота. Одним из флагманов сокращения поставок нефти на глобальный рынок станет Россия, желающая таким образом повысить "вес" барреля.

В конце минувшего года страны ОПЕК и возглавляемая Россией группа внекартельных государств — лидеров по производству нефти договорились ограничить добычу ради одной общей цели, которая ещё полгода назад многим казалась чем-то из ряда вон выходящим, — поднять цены на чёрное золото. Многочасовые дискуссии в стенах штаб-квартиры организации в Вене дали свои результаты, и котировки практически мгновенно прибавили в весе.

Рост стоимости барреля с небольшими отскоками продолжается и по сей день. И, судя по всему, тренд продолжится. На это намекает свежий рейтинг PRIX, попавший в распоряжение Лайфа. По мнению специалистов организации, общемировой экспорт будет падать. А это гораздо более значимый фактор для увеличения цен на баррель, чем снижение добычи. 

Кто-то снизит, а кто-то повысит

В числе снижающих окажутся главные лидеры — Саудовская Аравия и Россия. На это указывают оценки более чем 200 экспертов PRIX из 20 стран мира. По их подсчётам, благодаря этому общемировой экспорт чёрного золота сократится сразу на 13 пунктов — с 44,1 до 31,23. Сразу поясним: за константу экспертами берётся число 50. Если индекс идёт в сторону увеличения, значит, растёт вероятность повышения экспорта, а если в обратном направлении, то снижения.

Помимо Москвы и Эр-Рияда свою внешнеторговую активность на данном направлении сократят Мексика, Ангола, Эквадор и ряд стран Ближнего Востока — Ирак, Оман и Катар. А вот наращивать продажи за рубеж будут Колумбия, Ливия, Нигерия, ОАЭ и вездесущий Иран, который многие годы ограничивал свою экспортную мощь из-за американских санкций. 

 В первом квартале 2017 года индекс достиг 31 пункта, это самый низкий результат, который когда-либо был зарегистрирован, что свидетельствует о значительном снижении нефтяных поставок на международные рынки и о продолжении тренда на восстановление нефтяных цен, — считают эксперты PRIX. — С прошлого квартала мировой индекс упал на 12,86 пункта. Саудиты больше не играют на понижение. Стране накануне приватизации государственной нефтедобывающей компании Saudi Aramco выгодны высокие цены на чёрное золото. Таким образом, индекс (13,33 пункта, снижение на 11,67 пункта по сравнению с предыдущим кварталом. — Прим. ред.) для этой страны оказался самым низким за всё время составления индекса, — пишут аналитики PRIX.

Рассчитанный для России индекс также оказался самым низким со времён публикации первого индекса PRIX в 2015 году. Во всех предыдущих прогнозах показатель нашей страны сильно не колебался и оставался в районе 48–60, но в первом квартале 2017 года он составит рекордные 25 пунктов (сокращение к предыдущему кварталу на 28,33 пункта).

Кроме России и Саудовской Аравии индекс покрывает 18 других крупнейших в мире экспортёров нефти, в том числе Алжир, Анголу, Азербайджан, Канаду, Колумбию, Эквадор, Иран, Ирак, Казахстан, Кувейт, Ливию, Мексику, Нигерию, Норвегию, Оман, Катар, ОАЭ и Венесуэлу. США не входят в число крупнейших экспортёров, свой первый нефтеналивной танкер они отправили за рубеж лишь в начале прошлого года.

Примечательно, что самые высокие показатели индекса PRIX в первом квартале 2017 года оказались у Канады (63,64 — рост по сравнению с предыдущим кварталом на 8 пунктов), Колумбии (70 — повышение на 53,3), Ирана (69,57 — снижение на 15,43), Казахстана (60,87 — рост на 1,78 пункта) и Ливии (72,22 — снижение на 21,53). 

Формально такой прогноз снимает самые страшные опасения по поводу целесообразности заключения сделки с ОПЕК. Согласно договорённостям основные нефтедобывающие страны обязались до мая сократить добычу на 1,8 млн барр/сут. Россия должна урезать свою добычу на 300 тыс. барр/сут, но эксперты не раз высказывали предположения, что соглашение может оказаться бесполезным, правильнее было бы договориться о сокращении экспорта, а не добычи.

Несогласие с таким подходом ранее высказывали в российском Минэнерго. По мнению министра Александра Новака, контролировать нужно не экспорт, а именно уровень добычи. Согласно последним данным, все подписанты соглашения о сокращении нефтедобычи стараются придерживаться договорённостей. В январе 2017 года добыча в странах ОПЕК сократилась до 30,01 миллиона баррелей с 31,17 миллиона баррелей в сутки в декабре 2016 года. Россия также идёт в этом тренде: с начала года среднесуточная добыча нефти РФ выросла на 1,84% по сравнению с январём прошлого года, но сократилась на 0,86% по сравнению с предыдущим месяцем, составив 11,11 миллиона баррелей в сутки (данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса — ЦДУ ТЭК).

— Мы всегда придерживались позиции, что баланс спроса и предложения на рынке считается исходя из добываемых ресурсов. Если учитывать отдельно экспорт, нужно тогда не только экспорт нефти считать, но и экспорт нефтепродуктов, а это очень сложно отследить, — пояснил министр.

Министр перестраховался: экспорт лучше отражает баланс спроса и предложения на рынке, чем уровень внутренней добычи, не согласен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

— Опасаться за то, что с сокращением объёмов экспорта нефти нефтяники будут стараться увеличивать экспорт нефтепродуктов, не стоит — российские заводы работают на верхних пределах мощностей, увеличивать переработку просто некуда, — сказал Юшков Лайфу. — Впрочем, министра можно понять: ограничивать добычу куда проще, так снимаются все риски, хотя и страдает точность расчёта.

А риск действительно существуют...

Отсутствие ограничений по росту экспорта при одновременном повышении спроса и стоимости барреля обостряет борьбу производителей за рынки. Пока саудиты и россияне будут снижать свои зарубежные поставки, их позиции на самых лакомых торговых площадках планеты могут пострадать.

— В такой ситуации гарантии, что ничего не произойдёт с долей того или иного производителя, нет, — замечает в разговоре с Лайфом нефтяной аналитик Barclays Майкл Коэн.

В принципе, позиции России на международный рынках довольно сильны — с большинством покупателей заключены долгосрочные контракты с нефтяной привязкой (то есть с учётом актуальной цены), но среднесрочные и спотовые закупки могут пострадать, считает Коэн.

— Мне представляются волатильными только азиатские рынки, отличающиеся сильной восприимчивостью к меняющимся ценам, — говорит эксперт.

Именно на азиатские рынки вследствие общего "поворота на Восток" Россия в последнее время нарастила поставки, отчасти, пожертвовав более традиционными рынками сбыта. К примеру, при одновременном росте поставок в Китай резко упали продажи в Турцию. Согласно свежим данным Минэнерго США, с которыми ознакомился Лайф, сейчас доля России едва переваливает за 10%, в то время как нефть из Ирака и Ирана заняла тут по 41% и 20% соответственно. А ведь совсем недавно, замечают американцы, Москва была безоговорочным лидером в регионе. 

— Если ближневосточные страны не будут сокращать экспорт так же, как и Россия, её доля на азиатском рынке может оказаться под угрозой небольшого сокращения, — считает Коэн из Barclays.

В первую очередь стоит ждать удара от ОАЭ. Ведь Эмираты, согласно данным PRIX, экспорт не сократят, а увеличат. Именно это государство является одним из конкурентов России на третьем в мире рынке сырой нефти — японском. Желание Токио ослабить зависимость от ближневосточных поставщиков (в том числе ОАЭ) и диверсифицировать закупки чёрного золота привело к тому, что Москва увеличила свою долю здесь. Движение вверх было не самым быстрым, но стабильным. Согласно данным Минэнерго США, закупки российской нефти Японией за прошлый год выросли с 8% до 9% от доли общего импорта. После сокращения экспорта покорение новых высот в Стране восходящего солнца может оказаться под угрозой.  

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 07.2.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики