Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Заседание продолжается: «подводные камни» нефтегазового спора Белоруссии и России

Заседание продолжается: «подводные камни» нефтегазового спора Белоруссии и России

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович рассказал, что подвижек в переговорах с Белоруссией по газовому вопросу нет, Москва по-прежнему ждет оплаты за поставленный в 2016 году газ. При этом правительство не хочет комментировать заявления белорусского президента о недопоставках нефти.

«Рычаги давления на Минск в нефтегазовом споре у Москвы есть, и они весомые, но российская сторона не хочет их задействовать, — рассказал ФБА „Экономика сегодня“ ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — Практика показала, что споры РФ и Белоруссии за последние 20 лет всегда заканчивались компромиссом — есть все основания думать, что он будет найден и в этот раз. Обычно президент Белоруссии Александр Лукашенко выставлял требования о значительных уступках, и Москва шла навстречу. Но получал Минск существенно меньше изначально заявленного. Вероятнее всего, подобное произойдет и в этот раз — цены на российский газ для Белоруссии будут снижены, но совсем не до того уровня, какого требует Лукашенко».

Ранее Аркадий Дворкович объявил, что Москва все еще ждет предложений от белорусских коллег по урегулированию нефтегазового спора — подвижек в решении конфликта все еще нет. Чиновник добавил: Россия все еще ждет от союзного государства оплаты за газ, поставленный в 2016 году, согласно контрактным обязательствам. В конце минувшей недели Александр Лукашенко в своем выступлении обвинил в споре российскую сторону и заявил, что цены на газ должны быть пересмотрены. Москва не стала комментировать это заявление, равно как и претензии Лукашенко к Кремлю за снижение поставок нефти.

«Белорусская экономика в значительной степени зависит от этого сырья — оно перерабатывается на НПЗ, нефтепродукты реализуются в Европу. Москва продает Минску нефть беспошлинно — то есть на каждой купленной тонне „черного золота“ белорусские предприятия экономят порядка 90 долларов. Это серьезные цифры. Вот уже много лет Украина не имеет возможности покупать российскую нефть без пошлин — в результате вся нефтепереработка страны фактически умерла, сохранился в работоспособном состоянии лишь Кременчугский НПЗ, перерабатывающий минимум сырья. Все топливо Украина покупает у Белоруссии. Если Минск лишится контракта на дешевую российскую нефть, нефтеперерабатывающую промышленность страны ждет украинский сценарий», — отмечает эксперт.

Нефтегазовый спор: перспективы и последствия

Нефтегазовый спор между Россией и Белоруссией длится с начала 2016 года, когда Минск заявил о несправедливости цены на российский газ и в одностороннем порядке стал платить за него по меньшей цене. Россия в ответ снизила поставки нефти в Белоруссию, связав это с недоплатой за газ и с недопоставками нефтепродуктов в РФ. Изначальные договоренности предусматривали поставку 24 миллионов тонн нефти ежегодно. Впоследствии поставки сократились до 18 миллионов тонн, в первом квартале 2017 года объем упал до 4 миллионов, что по итогам года выйдет в 16 млн тонн. Лукашенко заявил, что белорусская сторона обратилась по этому поводу в суд, однако подробностей и места рассмотрения иска разглашать не стал.

«Россия не хочет портить отношения со стратегическим союзником, но Минск сознательно идет на обострение ситуации. Хотя Лукашенко прекрасно понимает: найти альтернативу поставкам беспошлинной российской нефти ему не удастся, и в случае потери этого контракта экономике РБ будет нанесен серьезный удар. Однако он стремится получить максимум выгоды от России, манипулируя единственным козырем — в случае невыполнения требования Минск „уйдет на Запад“. Впрочем, этот мотив не нов — президент Белоруссии использует его в переговорах с Москвой с 1990-х годов.

Сейчас Лукашенко требует, чтобы Белоруссии поставляли газ по той же цене, по какой его получает Смоленская область РФ. Есть регионы, которые платят за сырье дороже — к примеру, Ленинградская область. На такие уступки Москва, естественно, не пойдет. Однако определенные преференции Лукашенко, скорее всего, получит — ему совсем невыгодно рвать отношения с Москвой, потому компромисс неизбежен.

Вероятно, Белоруссия выплатит долг за поставленный газ, но эта сумма будет частично замещена другими договоренностями. Получит Минск и определенную скидку на газ, но совсем не в желаемом объеме — по цене Смоленской области „голубое топливо“ покупать РБ не дадут. Поставки беспошлинной нефти же, как только Лукашенко пойдет на уступки, возобновятся в прежних объемах», — заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 07.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики