Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вполне возможно, никакого контракта у Белоруссии с Ираном на самом деле и нет

Вполне возможно, никакого контракта у Белоруссии с Ираном на самом деле и нет

Нефтегазовый конфликт России и Белоруссии продолжается с начала 2016 года. После того, как стороны не сошлись в вопросе цен на газ, Россию обвинили в сокращении поставок нефти. Белоруссия ищет поставщиков, в частности, намерена закупать нефть в Иране.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Сюжет этого скандала оказался весьма залихватски закручен. Мы видим, что сначала стороны вроде бы делают шаг навстречу друг другу, а потом совершенно невероятным образом разбегаются в разные стороны. Апогея этот конфликт достиг к новому году. В декабре стороны дошли до точки невозврата. Тогда белорусская сторона заявила, что поднимет тарифы на прокачку российской нефти в Европу сначала на 50%, а потом отступила до 20%, а в январе рост составил, если не ошибаюсь, 7% по одному направлению и 11% – по другому. Это все было согласовано с Транснефтью, как собственно и происходит каждый год. В ответ на это российская сторона увеличила поставки нефти в Белоруссию. Хотя многие говорили, что наоборот уменьшила. Вот только смотреть надо не по годам, а по кварталам – с 2016 года, когда начался конфликт. В III и IV квартале поставки составили 3 и 3,5 млн тонн, а в I квартале 2017 года их увеличили до 4 млн тонн. Конечно, это меньше, чем планировалось изначально (4,5 млн тонн), но все равно это больше показателей конца прошлого года. Казалось бы, стороны пошли навстречу друг другу, но тут выступил президент Лукашенко и высказал жесткую позицию по этой ситуации. Это подстегнуло российское правительство и элиты во главе с Дмитрием Медведевым, который, по словам Лукашенко, ему по сути противен, так как лоббирует интересы Газпрома (хотя для премьер-министра отстаивание интересов страны и защита госкомпании – это логичный шаг). Аркадий Дворкович с белорусским президентом тоже договариваться не собирается. Не удивительно, что Дмитрий Медведев требует с Белоруссии выплаты 550 млн долларов (сейчас  уже, наверное, больше). Газпром ведь платит налоги в бюджет страны, это национальный интерес – возврат такого долга.

По мнению белорусов, конфликт произошел потому, что российская сторона не соблюдает межправительственное соглашение 2011 года. Стороны разошлись в определении равнодоходности и в итоге – в трактовке этого межправсоглашения. Поэтому, мол, Белоруссия собирается покупать нефть у Ирана, не беспокоясь вторым вхождение в ту же реку, в которой она уже была с покупкой венесуэльской нефти, а потом и азербайджанской. Толком ни там, ни там не закупили, но Белстат уже тогда показал, что цены на эту нефть гораздо выше российских. И тут очередная попытка с Ираном, о соглашении с которым рапортует только одно СМИ – Рейтерс. Но даже на сайте иранской компании пресс-релиз о подписании и договоренностях взят из этого СМИ. И это наталкивает на мысль, что, вполне возможно, никакого контракта с Ираном на самом деле и нет. До этого ведь белорусский президент тоже лукавил, что Белоруссия подала в суд на Россию из-за недопоставок нефти, а суд в свою очередь заявил, что никакого иска нет. 

В свете всего этого, я думаю, что Белоруссия пытается усилить собственные позиции в преддверии переговоров на президентском уровне. Все понимают, что конфликт уже достиг апогея и что кроме президентов решить его никто не сможет. Вполне возможно, что иранскую нефть никто и не закупал. В официальных данных Белстата, кстати, стоит, что за 2016 год нефть поступила из двух источников – России (18 млн тонн с небольшим) и Казахстан (44 тыс. тонн). Средняя цена за тонну российской нефти составила 218 долларов, а за казахскую – 284. Пришла эта нефть не по железной дороге (как собираются возить иранскую), а через систему Транснефти – это более экономный вариант в силу не такой большой удаленности. Странная какая-то схема с Ираном, больше похожая на рекламную кампанию. Долгосрочно это продолжатся не может – все закончится, как только закончится конфликт с Россией. Иранцы тоже не скрывают, что пока речь идет об одной поставке всего лишь 80 тыс. тонн – это один танкер. В 2012 году подобный ход был бы более действенным, но с тех пор мы такую тактику уже ни раз видели, и ею нас не удивить.

Конфликт в итоге, я думаю, все равно разрешится. Мы все-таки зависим друг от друга – через Белоруссию проходят транзитом и нефть, и газ. Газопровод «Ямал-Европа» загружен на 100%, и отказаться от него сейчас для Газпрома не реально, как и сократить поставки. Взаимозависимость большая. У России, увы, ресурсы сейчас тоже ограничены, и сейчас не лучшее время для раздачи «пряников». Допускаю, что Белоруссия не в полной мере понимает наши сложности и пытается продавить свои интересы и навязать свое решение – как это раньше бывало. Так что обеим сторонам придется идти на компромисс. Но пока будут встречаться Семашко и Дворкович, ничего не изменится. Думаю, надо ждать встречи на президентском уровне. И какого удастся при этом достичь компромисса – это большой вопрос. Возможно, белорусы вернут только часть задолженности, но при этом перейдут на новую систему тарифов. В любом случае я вижу разрешение конфликта в переходе, как это написано в межправсоглашении, на внутрироссийскую цену на газ (как например в Смоленске) – и не к 2025 году, а в создании уже сейчас общего рынка газа. Мы готовы это сделать, но Газпрому все-таки надо вернуть долги. В таком случае Белоруссия получит и дешевый газ, и полную загрузку своих НПЗ – на 24 млн тонн, а не на 18.  

Источник: Центр энергетической экспертизы, 20.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики