Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чечня не сможет сама заплатить 12,5 млрд руб. за активы «Роснефти» в регионе

Чечня не сможет сама заплатить 12,5 млрд руб. за активы «Роснефти» в регионе

На самом деле, история с продажей «Роснефтью» активов в Чечне республиканскому правительству достаточно давняя, и она отражает восприятие чеченского руководства их нефтяных активов. А восприятие заключается в том, что нефть — это сверхдоходный бизнес, к которому необходимо иметь как можно более серьезное отношение. Они считают, что компания «Роснефть» не совсем правильно распоряжается имуществом в регионе, соответственно, бюджет Чечни теряет довольно серьезные деньги. Они исходят из того, что этот бизнес автоматически должен быть прибыльным. 

В реальности же нужно понимать, что в нефтяном бизнесе все зависит от того, как ты этим бизнесом управляешь. Факт наличия добычного сегмента или переработки не гарантирует высокой маржи и доходности. Примеров неудачных нефтяных менеджеров мы знаем очень много: как в России, так и за рубежом. К примеру, венесуэльская компания PDVSA: как только ей стали управлять друзья Чавеса, компания обвалила и добычу, и доходность. То есть сам факт наличия производства не гарантирует того, что им будут эффективно управлять — это аксиома.

Со стороны Чечни в данной ситуации проявляется упрямая вера в то, что, если они сами этим займутся, деньги будут точно. Мне кажется, для Чечни идеальная форма заключалась бы в том, чтобы им за все платили, а они бы сами ничем не управляли. Но здесь они вдруг решили, что надо все оформлять в собственность, соответственно, возникла эта история с разделом активов. Для «Роснефти» же в данной ситуации, на мой взгляд, стоит задача — четко разделить зоны ответственности, чтобы с них постоянно не требовали инвестиций или каких-либо других вливаний. Поэтому «Роснефть» стремится ограничить пределы желаний чеченского правительства. Не думаю, что в схеме «Роснефти» чеченское правительство выиграет от этого. А раз оно не выиграет, я думаю, что эта история не закончится.

«Роснефть» разделит бизнес, но оставит часть активов в Чечне, поэтому основания для конфликтов никуда не исчезнут. Если маржа бизнеса, которым будет владеть и руководить чеченское правительство, начнет падать, и затем они выяснят, что ситуация оказывается не такой, как предполагалось, они начнут писать письма известно кому, с просьбой обеспечить им определенные дотации.

Когда сталкиваются две такие мощные силы, каждая из которых имеет прямой доступ к президенту и может напрямую излагать свои интересы, затруднительно сказать, чем может закончится этот конфликт. Тем более, там все равно будет пересечение интересов «Роснефти» и правительства Чечни, потому что «Роснефть» останется в добыче, разойтись им не удастся. Я не думаю, что разделение бизнеса решит все вопросы, ведь главный вопрос заключается в том, что, если со стороны Чечни не будет прибыли, на которую они рассчитывают, они, естественно, будут требовать им это компенсировать.

Что касается цены активов в 12,5 млрд рублей, то у чеченского руководства могут быть сомнения в этой сумме, но, самое главное, я сомневаюсь, что они сами будут за это платить. Откуда будут брать? Брать можно только в одном месте — в федеральном бюджете, тут вариантов никаких нет. Деньги достаточно большие, и в общем-то непонятно, зачем все это делать. Это не инвестиции в какое-то новое производство, а просто вариант раздела активов госкомпании, за которые надо заплатить из бюджета.

По моему мнению, это не тот актив, который сейчас надо делить за счет средств бюджета и привлекать достаточно немалые суммы на это. Я думаю, это будет достаточно длительная история, которая скорее всего ничем не закончится.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: ПРАЙМ, 27.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики