Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чечня не сможет сама заплатить 12,5 млрд руб. за активы «Роснефти» в регионе

Чечня не сможет сама заплатить 12,5 млрд руб. за активы «Роснефти» в регионе

На самом деле, история с продажей «Роснефтью» активов в Чечне республиканскому правительству достаточно давняя, и она отражает восприятие чеченского руководства их нефтяных активов. А восприятие заключается в том, что нефть — это сверхдоходный бизнес, к которому необходимо иметь как можно более серьезное отношение. Они считают, что компания «Роснефть» не совсем правильно распоряжается имуществом в регионе, соответственно, бюджет Чечни теряет довольно серьезные деньги. Они исходят из того, что этот бизнес автоматически должен быть прибыльным. 

В реальности же нужно понимать, что в нефтяном бизнесе все зависит от того, как ты этим бизнесом управляешь. Факт наличия добычного сегмента или переработки не гарантирует высокой маржи и доходности. Примеров неудачных нефтяных менеджеров мы знаем очень много: как в России, так и за рубежом. К примеру, венесуэльская компания PDVSA: как только ей стали управлять друзья Чавеса, компания обвалила и добычу, и доходность. То есть сам факт наличия производства не гарантирует того, что им будут эффективно управлять — это аксиома.

Со стороны Чечни в данной ситуации проявляется упрямая вера в то, что, если они сами этим займутся, деньги будут точно. Мне кажется, для Чечни идеальная форма заключалась бы в том, чтобы им за все платили, а они бы сами ничем не управляли. Но здесь они вдруг решили, что надо все оформлять в собственность, соответственно, возникла эта история с разделом активов. Для «Роснефти» же в данной ситуации, на мой взгляд, стоит задача — четко разделить зоны ответственности, чтобы с них постоянно не требовали инвестиций или каких-либо других вливаний. Поэтому «Роснефть» стремится ограничить пределы желаний чеченского правительства. Не думаю, что в схеме «Роснефти» чеченское правительство выиграет от этого. А раз оно не выиграет, я думаю, что эта история не закончится.

«Роснефть» разделит бизнес, но оставит часть активов в Чечне, поэтому основания для конфликтов никуда не исчезнут. Если маржа бизнеса, которым будет владеть и руководить чеченское правительство, начнет падать, и затем они выяснят, что ситуация оказывается не такой, как предполагалось, они начнут писать письма известно кому, с просьбой обеспечить им определенные дотации.

Когда сталкиваются две такие мощные силы, каждая из которых имеет прямой доступ к президенту и может напрямую излагать свои интересы, затруднительно сказать, чем может закончится этот конфликт. Тем более, там все равно будет пересечение интересов «Роснефти» и правительства Чечни, потому что «Роснефть» останется в добыче, разойтись им не удастся. Я не думаю, что разделение бизнеса решит все вопросы, ведь главный вопрос заключается в том, что, если со стороны Чечни не будет прибыли, на которую они рассчитывают, они, естественно, будут требовать им это компенсировать.

Что касается цены активов в 12,5 млрд рублей, то у чеченского руководства могут быть сомнения в этой сумме, но, самое главное, я сомневаюсь, что они сами будут за это платить. Откуда будут брать? Брать можно только в одном месте — в федеральном бюджете, тут вариантов никаких нет. Деньги достаточно большие, и в общем-то непонятно, зачем все это делать. Это не инвестиции в какое-то новое производство, а просто вариант раздела активов госкомпании, за которые надо заплатить из бюджета.

По моему мнению, это не тот актив, который сейчас надо делить за счет средств бюджета и привлекать достаточно немалые суммы на это. Я думаю, это будет достаточно длительная история, которая скорее всего ничем не закончится.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: ПРАЙМ, 27.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики