Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефтянка выживет даже при $20 за баррель

Российская нефтянка выживет даже при $20 за баррель

Несмотря на время от времени начинающийся "нефтяной вой" о слишком низких ценах, России не очень-то и важно, какой будет стоимость барреля. Главное, чтобы не ниже $20. Таковой является минимальная "цена комфорта" для российских добытчиков по данным совместного отчёта экспертов Оксфордского института энергетических исследований и ИНЭИ РАН, с которым ознакомился Лайф. При $30 за баррель, по их оценкам, к поддержанию жизнеспособности на существующих месторождениях РФ прибавится разведка и разработка новых участков и рост прибыли.

До сих пор более-менее корректную "точку безубыточности" для российской нефтянки не мог вывести никто. Дело в разных возможностях компаний-добытчиков: одни работают на шельфе, другие — нет, одни крупные, другие — не очень. Соответственно, идеальная цена на нефть для каждой из них будет своя.

К примеру, для крупнейшей из наших нефтекомпаний "Роснефти", имеющей солидные денежные припасы и массу "дочек" по всей России, добыча комфортна даже при $10 за баррель, а "ЛУКойл" мог бы выжить и при $9–12 за баррель, отмечает российско-британская коллегия экспертов в своём отчёте, опубликованном на сайте Оксфордского института энергетических исследований 21 февраля. Впрочем, ни та ни другая цена не учитывают инвестиции в новые проекты, и комфортны они для нефтяников только в том случае, если цель постоянно наращивать добычу и развиваться отсутствует.

— В среднем добытый баррель нефти в России безубыточен даже при цене ниже $10. Более того, с учётом затрат на разработку месторождений на уровне $6 за баррель видно, что инвестиции в новые проекты возможны при цене в районе $20/барр., — уверены авторы исследования, получившего название "Российская нефтедобыча — 2020". 

Впрочем, с учётом падающей добычи на традиционных месторождениях, компании уделяют всё больше внимания шельфу и трудноизвлекаемой нефти (тризам). На них, как правило, в силу большой удалённости от нефтепроводов и отсутствия инфраструктуры требуется куда больше денег. К примеру, арктическое месторождение Приразломное способно выживать при цене в $25/барр., отмечал в интервью "Вестям 24" ещё в декабре 2015 года глава "Газпром нефти" Александр Дюков.

Если усреднить точки безубыточности для всех российских нефтекомпаний, то получится, что все нефтяники имеют стимул поддерживать и наращивать добычу при цене гораздо ниже $30 за "бочку", заключают аналитики. При этом, даже при цене в $10 за "бочку", они не только покрывают расходы на добычу и транспортировку, но и получают чистую прибыль. К примеру, для цены в $10, по расчётам британцев, она составляет $0,9 с "бочки". При стоимости в $20 — $5,9, при $30 — $6,9.

Представители "Роснефти", "Газпром нефти" и "ЛУКойла" не ответили на запрос, в "Сургутнефтегазе" не стали комментировать расчёты авторов оксфордского доклада.  

Впрочем, учитывая заинтересованность правительства в стабильно высоких нефтегазовых доходах, едва ли нефтяники будут также воодушевлены, если цены на нефть упадут до $10. Дело в том, что, как только котировки чёрного золота перешагивают порог в $15 за баррель, налоги автоматически обнуляются, и наоборот — если она становится выше заложенной в бюджете суммы (на 2017–2019 гг. это $40 за баррель), то бюджет получает сверхдоходы. Таким образом цена на нефть в $55–60 за баррель является наиболее комфортной, говорил в декабре глава Минэнерго РФ Александр Новак.

Выходит, нефтяникам может быть хорошо только тогда, когда хорошо и правительству. К примеру, цены на нефть выше $40–45 более-менее могут гарантировать неизменность для нефтяников налогового бремени, и, таким образом, именно такую стоимость целесообразнее считать за наиболее комфортную для поддержания безубыточности и дальнейших инвестиций в добычу, заявил в разговоре с Лайфом младший директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

 Если же предположить, что налоговое бремя меняться не будет, тогда с оценками было бы сложно не согласиться. Действительно, в России на большинстве месторождений очень низкие издержки, и Россия в этом плане является очень конкурентоспособной по сравнению с другими регионами, — замечает он. 

К примеру, в Северном море на зрелых месторождениях операционные издержки в среднем, без учёта капитальных вложений в новые месторождения, составляют $25–30 на добытый баррель, примерно столько же — для сланцевых проектов, если посмотреть на европейские крупные нефтекомпании, и даже с учётом снижения издержек это всё равно около $25/барр., говорит аналитик Fitch Ratings.

Российские нефтяники, безусловно, имеют более низкие пороги безубыточности — самой конкурентоспособной, с учётом большего числа традиционных месторождений и поддержки правительства, можно назвать "Роснефть". Среди же самых неустойчивых, вероятно, будут мелкие компании с более скромными "денежными подушками", считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 28.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики