Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > России не стоит гнаться за трехпроцентным ростом ВИЭ

России не стоит гнаться за трехпроцентным ростом ВИЭ

В России одна из лучших структур топливного баланса в мире, заявил в ходе проходящего в Сочи Российского инвестиционного форума министр энергетики РФ Александр Новак, слова которого приводит пресс-служба министерства.

По его словам, в России развитию «зелёной» энергетики уделяют достаточное внимание, а мнение о том, что Россия отстаёт в этом вопросе – стереотип. «В России одна из лучших структур топливного баланса в мире. Мы используем всего 15 % угля для производства энергии. В среднем по миру этот показатель составляет 30-35%.  В Китае – 72%, в США и ФРГ – 40%. Задачу сократить долю неуглеродных источников до 30% активно решают и в Европе. В России эта программа, фактически, уже реализована», - заявил Новак.

Он напомнил, что доля атомной энергетики в энергокорзине России составляет 16-17%, гидрогенерации – 18%, газа - порядка 40%. При этом в планах Минэнерго увеличить долю альтернативных источников энергии. «Сейчас это 0,2%. Планируем выйти на 3% - до 6 тысяч МВт за счёт различных механизмов поддержки ВИЭ», - пообещал Новак. 

Александр Перов, руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности:

Структура энергобаланса страны, о которой говорит министр энергетики Александр Новак, действительно выглядит достаточно сбалансированной. Особенно если учитывать ситуацию, которая на сегодняшний день складывается в мировой энергетике. Дело в том, важное значение в мире приобрел вопрос сокращения выбросов парниковых газов, которые выделяются при использовании топлива. Соответственно, многие страны в настоящий момент пытаются выстраивать свою энергетическую политику с учетом необходимости сокращения выбросов. И в этой сфере у России есть свои преимущества, о чем справедливо и замечает министр энергетики.

Учитывая глобальную моду на борьбу с выбросами, наша страна как один из крупнейших производителей и потребителей энергии не может стоять в стороне от этого тренда. В последнее время очень популярна стала тема более активного использования природного газа в качестве топлива. Считается, что переход на природный газ как раз позволяет сократить объем выбросов CO2. В этом отношении у нашей страны имеется хороший задел. Есть значительные запасы газа, развитая газовая индустрия и большая доля газа в энергобалансе.

С другой стороны, в мировом глобальном антипотеплистском тренде обозначился и свой основной враг. Это угольная генерация. Опять же, отметим, что в России ее доля относительно невелика – порядка 15%. Во многих других странах она значительно выше. Все помнят смог, который виден над столицей Китая.

Что касается реалистичности планов о повышении доли ВИЭ в энергобалансе страны до 3%, то мне об этом довольно сложно говорить. Несколько лет назад, напомню, в планах стояла цифра в 5%. Таким должен был быть объем альтернативных источников электроэнергии в энергобалансе страны. Однако уже через год или два такая цель была признана недостижимой.

В европейских странах ВИЭ развивается во многом благодаря усиленной финансовой поддержке, которая в последнее время ощутимо сокращается. И непонятно, как доводить планы до этого целевого показателя, особенно в условиях нынешнего кризиса, если даже в лучшие времена с развитием ВИЭ были сложности. Тем более, что сейчас перед энергетикой стоят более актуальные задачи, как, например, замена изношенных ТЭЦ.

Вообще же в части увлечения ВИЭ в определенной степени играют, с одной стороны модные тенденции, а с другой - лоббизм некоторых участников рынка, которые делали ставку на возобновляемые источники энергии, точнее, на продажу оборудования для производства ВИЭ.

В вопросах "озеленения" энергетики не стоит сбрасывать со счетов также крупную гидрогенерацию и атомную энергетику, которые сами зелёные не относят к «зеленой» энергетике. Кроме того, наша страна имеет возможность наращивать добычу газа. При этом природный газ в мире сейчас называют ступенью к низкоуглеродной экономике.

Думаю, разумнее будет развивать эти виды генерации, а не гнаться за трёхпроцентным ростом возобновляемых источников энергии, которые без дополнительных источников финансирования сами по себе, как правило, развиваться не могут. Россия должна использовать те технологические и ресурсные преимущества, которые у неё есть. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 02.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики