Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за февраль 2017 г.

Топ-лист событий за февраль 2017 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за февраль 2017 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Введение чрезвычайных мер в энергетике Украины

    Началась блокада поставок угля из Донбасса и даже украинское руководство - министр энергетики Украины Игорь Насалик, премьер Владимир Гройсман и президент Петр Порошенко заявили о том, что ситуация крайне тревожная, и обвинили тех, кто блокировал поставки, в серьезной дестабилизации экономики Украины. Хотя пока все это не сказалось на транзите российского газа, который, кстати, с начала года вырос, тем не менее ситуация очень опасная. Украина готовится к веерным отключениям. Насалик заявляет, что придется активнее использовать газ, хотя сомнительно, что это возможно с точки зрения технических мощностей украинских тепловых станций. Угроза радикализации ситуации на Украине сохраняется, и сегодня радикалы захватили железнодорожные станции рядом с Донецком. Завтра, не исключено, будет заявлено, что нельзя дружить с Россией и нужно захватить газопроводы. Все это актуализирует вопрос надежности транзита. И это не единственный наш вопрос к украинской системе, хотя расчеты, например, показывают, что транзит через «Северный поток-2», с отказом от украинского транзита, вполне экономически оправдан.

  2. Тупик в переговорах с Белоруссией

    Пока соглашение не достигнуто. Россия в конце февраля обозначила условия компромисса. То есть мы готовы уступить в вопросе цены на газ, но требуем погасить накопленный долг. Белоруссия сама придумала формулу и по ней рассчитывалась. Долг уже составляет 600 млн долларов. Вот, собственно, и камень преткновения: как только долг будет уплачен, будут подписаны документы по новой формуле цены на газ. Эта формула выгодна Белоруссии. Начнется рост поставок нефти, потому что очевидно, что поставки нефти из Ирана, о чем заявил Александр Лукашенко, – это ни что иное как троллинг.

  3. С 1 февраля «Газпром» утратил право расширенного доступа к газопроводу Opal

    Европейский союз проявил достаточно высокий уровень цинизма: пока был отопительный сезон и газ был нужен, «Газпрому» разрешили 50% мощности напрямую брать и 45% брать через аукционы, на которых, естественно, кроме «Газпрома», никого не было. Теперь по иску Польши с 1 февраля это было отменено, пришлось увеличивать загрузку украинского транзита. На самом деле, те предложения, который делал «Газпром» по использованию Opal, не противоречат третьему энергопакету, и процедура Gas Release, и аукционы – все они там прописаны. Но, к сожалению, ЕС исходит из того, что там, где «Газпром» - там нет диверсификации, хотя наличие дополнительных трубопроводных мощностей систему делает менее рискованной.

  4. Решение «Газпрома» о 100-процентном владении акциями «Северного потока-2»

    Несмотря на препятствия Европейского союза реализация этого проекта продолжается, «Газпром» пока готов сделать все за свой счет. Расчеты показывают, что проект этот окупится однозначно, и «Газпрому» он будет более выгоден, чем украинская труба. Особенно если учесть, что Украина все время стремится повысить стоимость транзита.

  5. Подписание соглашения на строительство второй нитки «Турецкого потока»

    «Газпром» подписал соглашение о строительстве второй нитки с компанией Allseas Group. Это означает, что «Турецкий поток» по-прежнему входит в планы компании. Строить две нитки параллельно гораздо проще и дешевле. Пока, видимо, окончательный выбор не сделан – это будет вторая нитка «Турецкого потока» или все же потом вторая нитка уйдет в сторону Болгарии. Allseas начнет строительство в районе Анапы, две нитки будут строиться, пока не дойдут до границы территориальных вод России, Турции и Болгарии. Тогда решение и будет принято. Ну а первая нитка, понятно, нужна самой Турции, поэтому она в Турцию и уйдет.

  6. Европейский союз принял новые планы финансирования инфраструктуры

    Там опять упоминаются известные интерконнекторы, скажем, соединение несуществующего СПГ-завода в Хорватии с существующим, но незагруженным СПГ-заводом в Польше. То есть ЕС продолжает упорно тратить деньги на строительство интерконнекторов, хотя наши исследования показали, что на 70-80% они стоят пустыми. То есть эти деньги вкладываются неэффективно. А проекты, предлагаемые Россией, которые могли бы уже на 100% заполняться (как Opal, к примеру), считаются невписывающимися в энергетическую стратегию, хотя они полностью соответствуют правилам и нормативам Европейского союза.

  7. Кооперация «Роснефти» с ближневосточными странами

    Подписано соглашение с Ираком и с Ливией. Эксперты сразу увидели в этом политическую составляющую, потому что экономическую составляющую в этих решениях разглядеть сложно. Особенно смешно слышать, что нефть из Ливии будет использоваться на европейских НПЗ «Роснефти». Дело в том, что Ливия находится прямо напротив Сицилии и как раз в феврале «Роснефть» вышла из акционерного капитала Сицилийского нефтеперерабатывающего завода. Возникает вопрос: где же логика, если долю в самом логистически близком заводе «Роснефть» продает и тут же заключает контракт с Ливией? Поэтому тут и возникла идея, что, возможно, опять мы используем нефть как некий внешнеполитический аргумент. Вопрос: что мы получим за это? Мы оказываем серьезную услугу Ливии, Курдистану. Плюс еще такие же активные переговоры ведутся с Ираном, где мы не оставляем загадочного желания подписать договор на закупку нефти, чтобы потом ее перепродавать в обмен на некие, возможно, мифические, закупки российских товаров. Мы оказываем какие-то странные услуги нашим прямым конкурентам на мировом нефтяном рынке. Возможно, это часть нашей платы за выполнение соглашения с ОПЕК, которое пока действует – в феврале цены на нефть оставались достаточно высокими.

  8. «Газпром» и CNPC перешли к коммерческим переговорам о поставках газа с Дальнего Востока

    Как известно, контракт по «Силе Сибири» был заключен еще в 2014 году, но это с учетом емкости китайского рынка не так много. Поэтому стороны ищут возможности роста поставок. «Сила Сибири» уже построена на четверть, по итогам февраля 2017 года. Соответственно, возникает вопрос – по Алтаю переговоры идут сложно, но есть вариант продления до Китая существующего газопровода Сахалин-Владивосток. Правда, там не все понятно с ресурсной базой Сахалина, тем более что «Роснефть» и Exxon не хотят «Газпрому» отдавать газ с Сахалина-1, настаивая на самостоятельном экспорте.

  9. «Газпром» отказывается поставлять газ на мощности Восточной нефтехимической компании «Роснефти»

    Здесь «Газпром» действует в соответствии с поведением «Роснефти». «Газпром» говорит: «Ребята, у вас есть газ с первого Сахалина, поставляйте его сами. Почему вы нас заставляете поставлять газ на свое предприятие, если у вас есть свой? Нам вы отказываетесь давать его для экспорта. Ну вот и используйте его!» «Газпром» логики в претензиях «Роснефти» не видит. И это уже не первый конфликт между двумя госкомпаниями. Наверняка эта история будет продолжена.

  10. Новым куратором налоговой тематики в Минэнерго стал первый замминистра Алексей Текслер

    На самом деле, вопрос не в том, кто является куратором налоговой тематики, а в том, как идет диалог между Минэнерго и Минфином. Пока идет он довольно плохо, и очень сомнительно, что смена куратора как-то поспособствует принятию налоговых решений, нужных отрасли. Пока Минфин переигрывает нефтяников. С одной стороны, вроде бы, готовится эксперимент по введению НДД – новая налоговая система. А с другой стороны, Минфин говорит: «Вы знаете, там могут выпасть доходы бюджета, вы нам их, пожалуйста, все в полном объеме компенсируйте». Нефтяники уже не рассчитывают на помощь министерства и в зависимости от собственного политического веса решают проблемы сами. Например, «Роснефть» активно добивается льгот по Самотлорскому месторождению, естественно, льгот персональных и адресных.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики