Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за январь 2017 г.

Топ-лист событий за январь 2017 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за январь 2017 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Исполнение странами ОПЕК и внекартельными государствами резолюции о сокращении добычи нефти

    К этому событию приковано повышенное внимание. Многие считают, что от хода реализации этого решения зависит стоимость нефти. В январе соглашение выполнялось и даже перевыполнялось. Россия должна была сократить добычу на 100 тысяч баррелей в сутки – сократили на 117 тысяч. И в целом пока дисциплина внутри этого соглашения оказалась на высоте. То есть ужас перед падающими ценами пока заставляет страны добычу сокращать. Это позитивно сказывается на ценах, которые в январе находились в диапазоне 55-58 долларов за баррель, по нынешним временам это немало. По крайней мере, это выше, чем параметры бюджета. Всё, что выше параметров 50 долларов за баррель, для нас уже хорошо. Но вопросов к этому соглашению будет все больше и больше, особенно по мере приближения к середине года. Впрочем, пока можно зафиксировать, что на данном этапе соглашение работает и свою функцию выполняет.

  2. Суд между «Роснефтью» и «Транснефтью»

    Беспрецедентная даже для России история, когда «Роснефть» отказалась подписывать график на поставки нефти через систему «Транснефти», мотивируя это завышенным уровнем потерь, и обратилась в суд. В нашей системе разные компании контролируются разными кланами, это тоже часть общей системы сдержек и противовесов, это понятно. Но то, что такие истории становятся настолько публичными, что госкомпании уже подают в суд друг на друга, это, конечно, отражает общую нервозность текущего политического момента. И конфликт между «Роснефтью» и «Транснефтью» совершенно не нов, но в данной ситуации он еще и сопровождается обсуждением вероятности поглощения «Роснефтью» «Транснефти». Возникают ожидания серьезных трансформаций в отрасли. То есть межкорпоративная византийская история становится и частью видения будущего отрасли.

  3. Установление «Газпромом» очередного рекорда суточных поставок в Европу

    Зима для компании оказалась очень успешной, да и минувший 2016 год был рекордным – 179 млрд кубометров поставок в зарубежье. И январь оправдал ожидания. Очевидно, что спрос на газ в Европе постепенно восстанавливается. Пока не стоит делать далеко идущих прогнозов, но текущая конъюнктура вполне позитивна. До сих пор альтернативного газа на европейском рынке нет.

  4. Письма «Роснефти» с предложением продать газ ВР с целью дальнейшего экспорта

    Это очередная попытка независимых производителей газа реформировать внутренний рынок, реструктуризировать его. Инициатива крайне спорная, потому что такого рода идеи являются ни чем иным как созданием условий для конкуренции российского газа с российским же газом на внешнем рынке. Зачем это нужно – совершенно не ясно. Российский газ и так испытывает жесткий прессинг со стороны других производителей, и добавлять перчику в эту историю – довольно странное решение. Конечно, «Роснефть» уверяет, что мы сможем тем самым расширить рынок сбыта. Но это спорный тезис. Если бы у ВР действительно были возможности продавать газ в дополнительных объемах, прежде всего они бы пришли в «Газпром» и стали бы договариваться о ценах. То, что они идут в «Роснефть», говорит, что они пытаются использовать конкуренцию российского газа с российским же, получая дисконт. Вот и всё. Поэтому для ВР имеет смысл участвовать в этой истории, только если они будут получать цену с дисконтом к возможным ценам «Газпрома». Это и есть конкуренция, приводящая к снижению стоимости наших поставок. Конечно, все европейцы рукоплещут этой истории, но сомнительно, что России такая система выгодна. Особенно в ситуации жесткой конкуренции за европейский газовый рынок.

  5. Озабоченность украинским транзитом и расширение претензий «Газпрома» к «Нафтогазу»

    Весь январь мы находились в напряжении, потому что 2016 год завершился решением киевского суда о взыскании более 6 млрд долларов с «Газпрома». «Газпром» в январе выдвинул встречные претензии к «Нафтогазу», но судебные разбирательства – это одна история, а вот угроза воровства газа из транзитного объема, перекрытие транзита – это было реально. Январь Украина прошла непросто. Пришлось серьезно сокращать поставки газа на внутренний рынок, потребление газа, ограничивать себя, где-то даже замерзать, тем более что зима была не комфортной. Система выстояла, в январе сбоев серьезных не было. Но мы этого и не ждали. Нам совершенно не нужно, чтобы украинская система сейчас развалилась – всё-таки через нее довольно серьезные объемы прокачиваются. А в контексте роста экспорта мы активно задействуем и Украину, по результатам 2016 года поставки через Украину выросли.

  6. Обострение энергетического спора с Белоруссией

    В январе Александр Лукашенко дал скандальную пресс-конференцию, на которой выступил с очередными жесткими заявлениями в адрес России. И еще демонстративно Белоруссия заявила о подписании контракта с Ираном. При этом интересно, что контракт был подписан на весьма смешной объем, и после нескольких дней пиара эта тема совершенно пропала, что, конечно, экспертам напомнило историю с закупками венесуэльской нефти. Тоже было шумно и громко все обставлено, а закончилось тем, что венесуэльская нефть оказалась азербайджанской и в итоге вообще до Белоруссии не добралась. В конечном счете все завершилось компромиссом с Россией, венесуэльские поставки оказались лишь троллингом со стороны президента Белоруссии. Теперь спор с Минском затягивается, решение пока не найдено. Началось все с газового долга. В 2016 году Белоруссия в одностороннем порядке пересмотрела формулу ценообразования на газ и стала платить по-своему. Отсюда и долг, который на январь 2017 года составил примерно 550 млн долларов. Россия ответила жестким сокращением поставок нефти, в январе поставки упали на 20%. В Белоруссии возникли серьезные экономические проблемы, но Лукашенко вместо того, чтобы идти на компромисс, предпочел поднять ставки. Вот в этом состоянии Россия и Белоруссия и вошли в февраль.

  7. Подписание Грузией контракта с компанией «Газпром экспорт» по замене бартерной оплаты за транзит на денежную выплату

    Это довольно значимое решение, потому что бартер – это всегда плохо, живые деньги – это всегда хорошо. Тбилиси услышал аргументы «Газпрома», несмотря на то, что внутри Грузии значительная часть оппозиции на это решение заявила о предательстве национальных интересов. Хотя в реальности Грузия сохраняет себя в транзите, речь идет о поставках газа в Армению. Предложения российской стороны более соответствовали экономическим трансакциям, платить деньгами – более цивилизованная форма. При этом надо сказать, что и цена, которая была зафиксирована за транзит, достаточно комфортна для России. То есть это решение оказалось взаимовыгодным.

  8. Инаугурация избранного президента США Дональда Трампа и назначение Рекса Тиллерсона главой Госдепа

    Конечно, Трамп – важнейшая новость с точки зрения российско-американских отношений. Может быть, влияние на отрасль не столь очевидно, поэтому в самый топ нашего рейтинга мы новость не поставим. Но очевидно, что от политики США зависит очень многое, в том числе и для отрасли. Приход крупного нефтяника в Госдеп – это тоже интересная история. Посмотрим, как теперь изменится внешняя политика Соединенных Штатов. Те люди, которые уверяют нас, что Трамп – пророссийский деятель, конечно, сильно ошибаются. Но, тем не менее, в его избрании есть позитивные стороны. К примеру, он сможет говорить с Владимиром Путиным на одном языке. Конечно, он бизнесмен. Конечно, он исходит из понятия «прибыли» - своей прибыли. То же самое Тиллерсон. И они будут жестко свои интересы отстаивать. Но они будут вести переговоры, в то время как администрация Клинтон, скорее всего, и вести бы переговоры не стала, а продолжала бы режим давления. Поэтому есть разные ожидания, вплоть до возможности снятия санкций с российского нефтегазового бизнеса. Но на самом деле, санкции – не самая сложная история. А вот было бы любопытно посмотреть, как Exxon Mobil будет себя вести, ведь она закрыла все проекты, кроме Сахалина-1, ConocoPhillips фактически покинул Россию, Chevron в России практически тоже не присутствует. И в этой связи, что будет делать Exxon и что будут делать американские компании в России – вопрос открытый.

  9. Встреча Владимира Путина с новыми акционерами «Роснефти»

    Это история из прошлого года, поэтому она оказалась в конце списка. Хотя, конечно, ее влияние на нефтяную отрасль колоссально. История продолжается, и в январе всплыли новые подробности: возможно участие банка ВТБ, т.е. государственных денег. Получается все-таки акции были куплены на государственные деньги, и государственные же деньги попали в госбюджет, и только потом уже произошло синдицирование кредита и банк Интеза, вроде как, перечислил 5 млрд долларов. Короче говоря, сделка оказалась очень скользкой, скандальной. И встреча Путина с новыми акционерами должна была как бы отмыть ее, обелить в глазах общественности: вот Путин встретился, вот они все же есть – эти инвесторы, хотя компания Glencore в официальной отчетности писала, что она владеет менее чем процентом акций «Роснефти». Возник вопрос: где остальные акции, кто же ими владеет? Таким образом, сделка и впредь будет привлекать наше внимание на протяжении 2017 года.

  10. Обсуждение на совещании у Дмитрия Медведева энергетической стратегии до 2035 года

    Никак не удается нам написать не формальную бумажку, а серьезный стратегический документ, на основании которого отрасль бы действительно развивалась. А почему не удается? Потому что есть несколько сложных развилок и сложных вопросов, на которые нельзя дать ответ, не ущемив интересов влиятельных игроков. Ответов этих пока нет, но хотя бы вопросы были зафиксированы на этом совещании – о добыче на шельфе, о развитии внутреннего рынка газа, о налогах. Но все-таки хотелось бы, чтобы эти вопросы были сначала предметом серьезного публичного обсуждения. Стратегия-отписка не нужна, такие уже были. Пока же все идет в режиме «не положено жить без стратегии, так давайте напишем», а предлагаемые документы похожи на научно-фантастические рассказы о будущем.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики