Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод Польша - Украина: выгода себе во вред

Газопровод Польша - Украина: выгода себе во вред

Учитывая стоимость транспортировки газа из Свиноустья в Украину, этот газ будет для украинских потребителей даже не золотым, а бриллиантовым, считает эксперт.

Польша приняла решение о начале строительства нового газопровода до границы с Украиной: Германовичи — Страхоцина. Однако смысл этого решения представляется пока весьма туманно. Какую роль в этом проекте может сыграть Евросоюз? Это политический проект или возможность освоить дополнительные фонды?

На эти и другие вопросы в интервью Sputnik Polska ответил заместитель генерального директора по газовым проектам российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Проект действительно  довольно странный, учитывая, во-первых, то, что украинские официальные лица заявляют, что их целью в энергетической политике к 2020 году является полное прекращение импорта газа и обеспечение потребностей в природном газе за счет собственных ресурсов. Если Украина эти планы намерена реализовать, то тогда непонятно, зачем строить этот газопровод, если Украине не будет нужен импортный газ.

Во-вторых, если Украине нужен будет импортный газ и газопровод будет построен, то о каком газе может идти речь? Это либо российский газ, который Польша будет реэкспортировать по реверсу в Украину, что мы наблюдаем и сейчас, но этот газ более дорогой, чем поставляемый напрямую из России. По-видимому, по политическим причинам это Украину устраивает. Второй вариант расширения этого маршрута — это связать Украину с СПГ-терминалом в Свиноустье, который был в прошлом году введен в эксплуатацию. Но нам хорошо известно, что сжиженный газ, поступающий на этот терминал, примерно в 1,5-2 раза дороже российского газа, поставляемого в Польшу. Учитывая стоимость транспортировки газа из Свиноустья в Украину, этот газ будет для украинских потребителей даже не золотым, а бриллиантовым.

Польско-украинский тандем набирает обороты. Последняя информация гласит, что "Нафтогаз" обратился в Общий суд Европейского суда справедливости с просьбой приобщить его к иску польской компании PGNiG Supply&Trading. Иск был подан поляками в связи с решением Европейской Комиссии о предоставлении "Газпрому" доступа дополнительно к 30% мощности европейского газопровода OPAL?

— Позиция "Нафтогаза" по этому вопросу абсолютно нерыночная. Она направлена на закрепление позиции "Нафтогаза" в качестве монопольного транзитера российского газа целому ряду европейских стран на долгосрочный период. А это значит — получить возможность диктовать свои условия, учитывая, что в 2019 году заканчивается срок контракта по  транзиту газа. Продлить его на приемлемых условиях, однако, Украина не предлагала. Наоборот, настаивала на увеличении тарифных ставок в одностороннем порядке при действующем контракте. Можно представить, какие условия Украина выставит для перезаключения контракта.

Что касается сложившегося польско-украинского тандема, то поляки и украинцы об этом договаривались на высшем уровне, имея в виду совместное противостояние российским инициативам. При этом позиция Польши представляется очень слабой, поскольку транзитные мощности через территорию Польши используются максимально. Тем более что газопровод строился и эксплуатируется совместно польскими и российскими компаниями. Поэтому Польша, по тем же политическим причинам, тормозит продление транзитного договора, который истекает в 2022 году, хотя решение о его продлении было принято несколько лет назад, и  текст договора был парафирован, процедуры выполнены. Польша его не подписала, и это был чисто политический жест. Экономических рисков не было никаких.

Эти проекты Польши и Украины вписываются в общую политику и энергетическую стратегию Евросоюза?

— В целом, они никак не вписываются в том смысле, что эта политика сама по себе противоречива. С одной стороны она должна быть направлена, во-первых, на энергетическую безопасность, безопасность поставок, а любая диверсификация, которая происходит на рыночных условиях, она очень полезна и необходима, потому что она расширяет возможности и гибкость рынка, его ликвидность. Во-вторых, она снижает транзитные риски "Газпрома", увеличивает безопасность поставок. В-третьих, развиваются конкуренция  и транспортная инфраструктура. Причем инвестиции реализуются на рыночных условиях и без средств налогоплательщиков. Чего нельзя сказать о политически мотивированных инвестициях, которые, к сожалению, а может быть к счастью некоторых игроков, обеспечиваются непонятными источниками поставок газа. Не исключено, что проект газопровода до границы с Украиной — Германовичи — Страхоцина может иметь и такой смысл, то есть освоить средства Евросоюза, которые выделяются на развитие инфраструктурных проектов, не имеющих экономической целесообразности, с точки зрения рынка, но которые имеют экономическую целесообразность с точки зрения тех, кто осваивает эти средства.

Источник: РИА Новости Украина, 06.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики