Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «ЛУКойл» избавляется от своего самого прибыльного актива в Европе

«ЛУКойл» избавляется от своего самого прибыльного актива в Европе

«ЛУКойл» избавился от собственного бункеровочного предприятия на Сицилии. Оно долгие годы вывозило бензин с местного НПЗ компании. Теперь доставка нефтепродуктов с завода на материковую часть Италии, где находятся основные потребители и лукойловская сеть АЗС, сильно теряет в рентабельности.

Ненужная итальянская дочка

Крупнейший частный нефтедобытчик России начал процесс выхода из своих активов в Италии. Первым под нож попала бункеровка — заправка и отгрузка на суда переработанного топлива, дизеля и мазута. В прошлом году, как свидетельствуют имеющиеся у Лайфа документы компании, её местная «дочка» — LUKOIL-Bunker Italy Srl — была вычеркнута из списка аффилированных лиц. По данным «ЛУКойла», она обслуживала местный нефтеперерабатывающий завод на острове Сицилия, принадлежащий самой нефтекомпании.

Интересно, что сам НПЗ до сих пор значится в структуре зарубежных активов российской компании. Это странно по той причине, что больше половины вырабатываемого там бензина уходит потребителям с материковой части Италии. А доставить товар туда, как несложно догадаться, дешевле всего с помощью собственного нефтеналивного порта, от которого «ЛУКойл» и отказался. «Привлечение для этих целей сторонних портов и судов — задумка малорентабельная и нереалистичная», — отмечает в разговоре с Лайфом источник в «ЛУКойле».

— Перевод бункеровочной компании на другое юрлицо исключён: за последний год среди связанных с «ЛУКойлом» лиц не появилось новых компаний из Италии, — замечает собеседник Лайфа в компании Вагита Алекперова. 

Официальные представители «ЛУКойла» и его итальянской «дочки» не ответили на запрос Лайфа.

В июне прошлого года Алекперов говорил СМИ, что в ближайшем будущем действительно не исключает продажи заводов в Италии и других европейских странах.

«Это не такие активы, которые сегодня являются для нас стратегическими, мы концентрируемся в основном в последние годы на геологоразведке, разработке нефтяных и газовых месторождений. Это может подтолкнуть нас принять кардинальные решения о судьбе таких активов в будущем» — Вагит Алекперов, президент «ЛУКойла»

Сицилийский завод ISAB является крупнейшим по установленной мощности активом «ЛУКойла» в Европе. По данным итальянской ассоциации переработчиков Unione Petrolifera, его мощность достигает 19,4 млн тонн нефти (по данным «ЛУКойла», несколько меньше — 16 млн т). Остальные заводы компании слабее — завод в Болгарии «ЛУКойл нефтохим Бургас» перерабатывает максимум 9,8 млн т, в Румынии («Петротел ЛУКойл») — 2,4 млн т, в Голландии (Zeeland Refinery) — 3,6 млн т.

По данным источников и экспертов Лайфа, для выхода из актива у «ЛУКойла» есть масса причин.

Бизнес-проблемы с подтекстом

Наверное, одна из самых существенных — что завод постоянно снижает переработку. По данным Unione Petrolifera, сицилийский завод испытывает проблемы с загрузкой: если в 2007 году на нём было переработано 14 млн т нефти, то в 2012-м — уже 10 млн т, а в 2015-м — всего 7,3 млн т (по данным самого «ЛУКойла», в 2015-м было переработано 9 млн т).

— На сайте «ЛУКойла» сказано, что сырьё на итальянский НПЗ поставляется в основном из стран Черноморского региона, Северной и Западной Африки, Персидского залива. Но с конца нулевых импорт сырой нефти всё чаще заменяется импортом готового к использованию топлива напрямую потребителям, в обход местных НПЗ, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В 2014 году вице-президент Unione Petrolifera Алессандро Джилотти говорил, что из-за увеличения отгрузок бензина из стран Персидского залива «страна становится уязвимой»: по сравнению с 2008 годом, переработка на местных НПЗ упала на 30%. За 2014 год закрылись крупные заводы в Риме, Мантуе, Венеции и Кромоне, говорил Джилотти.

На самом деле «ЛУКойл» понимал всю ущербность завода и собирался привлечь в Сицилию иракскую нефть, в основном со своего проекта «Западная Курна — 2», утверждают источники Лайфа. Но из-за падения цен на чёрное золото иракское правительство, как уже писал Лайф, урезало нефтяные и денежные отчисления «ЛУКойлу». За 2016-й, по данным компании, с Западной Курны она получила 5 млн т нефти, то есть ровно вдвое меньше, чем годом ранее.

Впрочем, даже с загрузкой менее чем наполовину завод остаётся в числе четырёх крупнейших НПЗ Италии (хотя в 2012-м был вторым). Его доля на местном рынке составляет 11%. Первое место по переработке занимает НПЗ SARAS на Сардинии. Кстати, 12% этого завода до недавнего времени принадлежали «Роснефти». В январе крупнейшая российская нефтекомпания продала свою долю частным инвесторам за 174 млн евро. По данным компании, это произошло из-за невозможности увеличить свой пакет акций по причине европейских санкций. В отличие от лукойловского ISAB у SARAS с загрузкой было всё хорошо — из 15 млн т мощностей в 2015-м было задействовано 14,5 млн т, свидетельствуют данные Unione Petrolifera.

Кроме недостатка топлива компанию Вагита Алекперова к продаже НПЗ подталкивает снижение популярности среди морских перевозчиков дизеля и мазута.

— В последнее время, особенно на Балтике, в связи с экологическими требованиями Евросоюза традиционный дизель всё чаще заменяется сжиженным газом (СПГ), — замечает в разговоре с Лайфом Юшков из ФНЭБа. — Хотя Средиземноморье эта тенденция сильно пока не затронула.

Но это, вполне возможно, лишь вопрос времени. Так как спрос на дизель и мазут действительно снижается во всей Европе, в том числе и в Средиземноморье, подтвердил Лайфу редактор газеты «Морские вести России» Анатолий Кузнецов.

Ещё более сильную роль в отторжении россиян из европейского бизнеса играет не столько экономический, сколько политический фактор, считают аналитики.

— На компанию оказывается давление. Возьмите, к примеру, начавшиеся в 2014-м преследования топ-менеджмента румынского НПЗ «ЛУКойла». Да, они хоть и закончились ничем в 2016 году, но российской компании дали понять, что ей здесь не рады, — приводит пример Юшков. — «ЛУКойл» понимает возможные последствия, и для него лучше сократить прибыль и продать более-менее рентабельное предприятие, чем нести риски.

Сейчас стоимость завода, по расчётам аналитика Moody’s Криса Лафакиса, с учётом снизившейся маржинальности бизнеса, может достигать $2 млрд. Покупка и наращивание доли в НПЗ в 2008–2013 гг. стоили «ЛУКойлу» примерно $2,5 млрд.

В последние несколько лет компания Алекперова очень активно распродаёт свои европейские активы. В 2014 году компания продала розничный бизнес в Восточной Европе: 44 АЗС в Чехии, 75 — в Венгрии и 19 — в Словакии, а также в Польше, Прибалтике и нефтехимический завод на Украине.

Впрочем, летом первый вице-президент компании Владимир Некрасов сообщил, что в начале 2016-го «ЛУКойл» купил сети АЗС в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге. По последним планам Алекперова, компания намерена активизировать свой розничный бизнес в Турции.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 07.03.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики