Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» не зря строила верфь: нефтяников обяжут тратить миллиарды в России

«Роснефть» не зря строила верфь: нефтяников обяжут тратить миллиарды в России

Правительство собирается ограничить отечественных нефтяников в закупках дорогих иностранных добычных судов и буровой техники для шельфа, пропуская подобные закупки исключительно через свою правкомиссию по импортозамещению. Но даст ли это толчок отечественным технологиям и не затормозит ли освоение нефтяного шельфа?

Светит путеводная «Звезда»

В середине 2015 года глава «Роснефти» Игорь Сечин написал письмо президенту РФ Владимиру Путину. Вся суть многостраничного документа сводилась к следующему: каким-либо образом, через директивы в совет директоров или через введение косвенных налогов на приобретённую за рубежом технику, обязать нефтяников заказывать морское оборудование только на российских верфях. Хотя прямым текстом в документе не звучало, на каких именно, очевидно, что имелся в виду Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (50% её материнской компании принадлежат «Роснефти» и «Газпромбанку»), основным активом которого была верфь «Звезда».

Несмотря на важность проекта (всё же на «Звезду» «Роснефть» просила 60 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, в итоге получив их от «Роснефтегаза»), такая идея не пришлась по вкусу правительству.

По данным Лайфа, правительство приняло мягкий вариант — проведение всех закупок дорогостоящей шельфовой техники только с одобрения кабмина. Планируется, что любые закупки или аренда (в том числе на условиях фрахта или лизинга) буровой техники либо судов иностранного происхождения должны будут проходить через правкомиссию по импортозамещению, рассказал собеседник Лайфа в Минэкономразвития.

Чтобы такая схема заработала, потребуется внести изменения в 223-ФЗ «О закупках». Хотя проект закона пока только обсуждается в правительстве, поправки фактически одобрены, утверждает один из источников. Вероятно, новая версия закона начнёт действовать с начала будущего года, предполагает другой. По его данным, в разработке поправок к закону прямое участие принимала «Роснефть».

Ранее любые закупки либо аренда шельфовой и морской техники дороже 10 млрд рублей не должны были проходить согласования. Теперь же правительство будет «вправе определить отдельные виды продукции ... услуг (включая аренду, фрахт и лизинг), использование которых не может быть осуществлено заказчиками или юридическими лицами... без согласования эксплуатационных характеристик такой продукции с координационным органом Правительства РФ». По данным Лайфа, то же самое коснётся закупок и авиационной техники стоимостью более чем 1 млрд рублей.

Целью поправок в первую очередь является задача максимальной загрузки судостроительного комплекса «Звезда», отмечает в разговоре с Лайфом президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков.

Затраты на строительство «Звезды» оцениваются в 146 млрд руб. По плану первая очередь комплекса должна быть завершена к 2019 году и позволит строить танкеры, суда сейсморазведки и снабжения. На 2018–2024 гг. планируется начать собирать газовозы, буровые суда и платформы, трубоукладчики. Единственным неясным до сих пор вопросом оставалось то, будут ли у завода заказчики. Пока что, согласно сентябрьскому плану Минпромторга по загрузке судоверфи до 2035 года, среди них числилась только сама «Роснефть», заказавшая семь танкеров и судов снабжения.

В перспективе до 2030 года ей потребуется порядка 200 судов и плавучих буровых платформ. По планам ведомства, за 18 лет работы верфь должна будет выпустить около 170 судов. Чуть позже глава небольшой нефтекомпании «ННК» Эдуард Худайнатов, кстати бывший глава «Роснефти» и близкий соратник Игоря Сечина, сообщил, что рассматривает возможность заказать судоверфи 10 танкеров. По словам Сечина, крупным заказчиком на танкеры должен выступить партнёр «Роснефти» — американская ExxonMobil.

Изначально проект был ориентирован не столько на «Роснефть», сколько на нужды арктических проектов компании «Новатэк» Леонида Михельсона, напоминает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Также среди «якорных» заказчиков назывались «Газпром» и «ЛУКойл».

Представитель «Роснефти» Александр Терентьев не стал комментировать поправки Лайфу. Минэкономразвития и «Газпром» на запрос не ответили.

Импортозамещение может затормозить шельф

Делать акцент только на арктических танкерах и буровых было бы неправильно. Так, фактически все сейсморазведочные суда тоже изготавливаются за рубежом, говорит источник Лайфа в Минпромторге. Доля иностранной техники для разработки шельфа сейчас составляет 80–90%, подчёркивает Хайков из Национальной ассоциации нефтегазового сервиса.

— По ряду технологических направлений мы в принципе не имеем отечественных аналогов. Что касается «Звезды», то необходимо исключить вариант «отвёрточной сборки» из иностранных комплектующих, как это часто имеет место в автопроме, — рассказал Лайфу Хайков. — Важно, чтобы максимальный объём конструктивных элементов, включая высокотехнологичные, для изготовления судов и морской техники, поставлялся для «Звезды» именно российскими производителями.

На первых порах «Звезда» вряд ли сможет оперативно удовлетворять все потребности в судах и морской технике российских нефтегазовых компаний. В Южной Корее и Китае, куда, как правило, уходят подобные заказы, их щёлкают как семечки. Но вряд ли того же стоит ожидать сразу и от «Звезды», считает Хайков: сроки исполнения заказов могут быть выше, и, как следствие, появятся задержки в производственных программах, в том числе по освоению шельфа. Но это вынужденные издержки.

— С другой стороны, важно понимать, что отправлять дорогостоящие заказы за рубеж — значит инвестировать в развитие экономики других стран вместо своей. Кроме этого у российского производителя затраты на строительство в перспективе могут оказаться ощутимо меньшими, — отметил эксперт.

Первое небольшое судно с верфи будет спущено на воду только в 2019 году. Тогда же запланирована сдача кораблей снабжения и двух плавающих складов ледокольного класса. Первая верхняя часть буровой платформы будет выпущена ещё раньше — уже в 2018-м. Сдавать высокотехнологичные суда для перевозки нефти и газа «Звезда» начнёт только через десять лет.

Глубина рынка

Рынок судов для обеспечения работы на шельфе почти полностью контролируют Китай и Южная Корея. По данным на конец 2014 года, там выполнили заказов на общую сумму в $20–30 млрд. Сейчас же рынок заметно сократился вслед за стоимостью нефти, говорит нефтяной аналитик Barclays Майкл Коэн. По его словам, доля российских заказов в этом «пироге» ничтожна — всего $0,3–1 млрд в год, в то время как китайские компании обеспечивают верфи заказами на примерно $8 млрд.

— Многое зависит от стоимости нефти — если она высокая, то и заказов будет много. Второй фактор — наличие внешельфовых месторождений, к примеру, в России их достаточно, а в том же Китае их осталось не так много, хотя есть потенциал сланцевой добычи.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 14.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики