Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минус 9 млрд. Болгария решила отыграться за «Турецкий поток» на «ЛУКойле»

Минус 9 млрд. Болгария решила отыграться за «Турецкий поток» на «ЛУКойле»

В конце 2014 года по вине болгарских властей «Газпром» лишился «Южного потока», своего на тот момент главного проекта, рассчитанного на замещение украинского маршрута. Впоследствии София не раз оправдывалась за этот казус, сваливая всё на коварную Еврокомиссию, а взамен предлагая провести до своей границы будущий «Турецкий поток». Российское правительство «ветреным» партнёрам не поверило. Для Москвы, как показало время, это был плюс, а вот отечественный бизнес в Болгарии начинает страдать.

Как узнал Лайф из документов «ЛУКойла», в конце прошлого года болгарская Комиссия по защите конкуренции инициировала антимонопольное расследование против крупнейшей нефтекомпании России. Вместе с ней, кстати, под раздачу попали ещё шесть фирм-владельцев местных сетей АЗС. Все они, как подозревают в Комиссии, вели единую ценовую политику, приводя к «искажению конкурентной среды на рынке розницы». Лидером этого «преступного консорциума» в Софии считают «ЛУКойл». Болгарские власти в попытках доказать это оказались очень настойчивы ­­— за прошлый год они как минимум дважды проводили выемку документов у фигурантов дела и несколько раз предупреждали их в своих сообщениях, что споров не потерпят.

«ЛУКойл», впрочем, уже морально готовится к худшему — по данным компании, если расследование всё же завершится не в его пользу, штраф может достигнуть $158 млн (около 9,2 млрд рублей по курсу ЦБ РФ на 16 марта). Вместе с ним на штрафы могут попасть его местные конкуренты — «Shell Болгария», «OMV Болгария», NIS Petrol, Hellenic Petrolleum, Rompetrol и Bulgarian Petrol. Примечательно, что первые четыре компании так или иначе имеют очень тесные связи с Россией. А NIS Petrol так и вовсе приходится «Газпрому» внучкой (через «Газпром нефть»).

По данным Комиссии, все они крепко держат местный рынок топлива, при этом доминирующее на нём положение занимает именно «ЛУКойл». У него в этой балканской стране порядка 200 заправок и ещё, ко всему прочему, свой личный и довольно крупный (мощностью 9,8 млн т в год) нефтеперерабатывающий завод «ЛУКойл Нефтохим Бургас», с которого остальные компании по большей части и ведут основные закупки (больше НПЗ в стране нет).

По версии властей, НПЗ тоже не без греха — ещё в феврале та же Комиссия начала подозревать, что НПЗ продавал свою продукцию за рубеж по более низким ценам, чем внутри страны, в то время как завод занимает ни много ни мало 70% оптового рынка топлива. В России, кстати, согласно решению Высшего арбитражного суда 2012 года это нарушением не является. Выходит, в течение как минимум 2015 года цены на бензин и дизель на болгарских АЗС не только не отличались от одной заправки к другой, но и были заведомо завышены. Обе претензии, пишет «ЛУКойл», пока что ожидают своего рассмотрения в местных инстанциях. Представитель компании не ответил на запрос Лайфа.

Впрочем, к фигурированию своих заводов в криминальных сводках местных газет «ЛУКойл» уже, вероятно, давно привык. В той же Болгарии ему предъявляли обвинения в необоснованном завышении цен на топливо ещё в далёком 2011 году, вдобавок «неожиданно» обнаружив неисправности на НПЗ компании. Дело, стоившее «ЛУКойлу» приостановки отгрузок с завода, завершилось ничем в начале 2012-го. Чуть позже, в середине 2014 года, под подозрения — теперь уже в уклонении от уплаты налогов и отмывании денежных средств — попал другой НПЗ компании PETROTEL-LUKOIL S.A (мощностью 2,4 млн т) в городе Плоешти в Румынии. Им компания владеет с 1999 г.

Расследование ещё не окончено, указывается в материалах компании. В сентябре 2015 года министр энергетики Румынии Андрей Гереа заверил Лайф, что «министерство надеется, что все претензии в скором времени будут сняты, и поддерживает компанию». Недавно в кандидаты на продажу, как ранее писал Лайф, попали структуры НПЗ ISAB на Сицилии (Италия), крупнейшего (19,4 млн т) европейского актива компании. По версии собеседников Лайфа, к выходу из итальянского актива «ЛУКойл» подталкивают не столько экономические, сколько политические факторы. Кроме вышеперечисленных активов, «ЛУКойл» владеет долей в голландском НПЗ Zeeland Refinery. Буквально в начале этого года другая российская нефтекомпания, «Роснефть», продала свою долю в местном НПЗ на соседней Сардинии.

— «ЛУКойл» понимает возможные последствия, и для него лучше сократить прибыль и продать более-менее рентабельное предприятие, чем нести риски, — предположил в разговоре с Лайфом аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Планы по выходу из своих европейских активов озвучивал и основной владелец «ЛУКойла» Вагит Алекперов.

— Это не такие активы, которые сегодня являются для нас стратегическими, мы концентрируемся в основном в последние годы на геологоразведке, разработке нефтяных и газовых месторождений. Это может подтолкнуть нас принять кардинальные решения о судьбе таких активов в будущем, — прогнозировал топ-менеджер.

Чаще всего именно нефтегазовые компании попадают под антимонопольные расследование европейских властей, но о превалирующем количестве именно антироссийских дел говорить не приходится — с такими претензиями рано или поздно сталкиваются представители многих стран, отмечает в разговоре с Лайфом руководитель уголовной практики юридической компании BMS Тимур Хутов. Антимонопольные конфликты являются обычной практикой, поэтому на дальнейшем развитии бизнеса они, как правило, не сказываются.

 Однако можно выделить ряд крупных компаний, которые являются объектами пристального внимания антимонопольщиков, что обусловлено спецификой их деятельности и размерами компании. К таким организациям, в частности, относятся «ЛУКойл» и «Газпром», — признаёт эксперт.

Это внимание явно обострилось с момента отмены проекта «Южный поток» в конце 2014 года, замечает политолог, старший консультант Санкт-Петербургского центра социальных исследований Олег Андреев.

— София очень зависима от Брюсселя во многих вопросах, и хотя она на него обижена, при удобном случае всегда старается показать, насколько она лояльна ему. Есть ощущение, что «ЛУКойл» стал предметом торга между ними, — заключил он.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 17.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики