Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как новые соглашения ОПЕК по нефти скажутся на бюджете РФ

Как новые соглашения ОПЕК по нефти скажутся на бюджете РФ

Анонсированное министром Саудовской Аравии возможное продление соглашений о сокращении добычи нефти между ОПЕК и странами вне картеля позитивно отразится на российской экономике. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, специалист Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

"Если соглашения ОПЕК и стран вне картеля о сокращении добычи будут в мае 2017 года продлены, это положительно скажется на стоимости барреля нефти на мировых рынках. Сегодня цены на энергоносители формирует не соотношение спроса и предложения, а ожидания торговцев фьючерсами на биржах. Сообщения о продлении соглашений трейдеры воспримут как сигнал к скупке, что вызовет ажиотаж на бирже и приведет к существенному росту цен. Повышение стоимости барреля, в свою очередь, сделает более рентабельной добычу сланцевой нефти в США, это приведет к снижению котировок. И стоимость "черного золота" до конца года будет варьироваться в коридоре 45-55 долларов за баррель", - отмечает эксперт.

Ранее министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих объявил, что ОПЕК и страны вне картеля могут продлить в мае соглашение о сокращении добычи нефти. По его словам, он допускает даже продолжение сокращения добычи, "если мировые запасы нефти останутся избыточными". "Ограничение может сохраниться, если запасы по-прежнему будут превышать средний пятилетний уровень. Также это возможно, если на рынке не появится уверенность в дальнейших перспективах и компании и инвесторы не будут спокойны за состояние мирового нефтяного рынка", - отметил министр. 

"На мой взгляд, в существующих реалиях на расширение соглашений страны-подписанты пойдут вряд ли. Но продление уже существующих квот на добычу вполне вероятно – высокие цены на нефть нужны многим странам мира. При этом России такое соглашение весьма выгодно: обязательства по сокращению она брала в зависимости от объема добычи в октябре 2016 года, а тогда уровень добычи находился на пиковом максимуме. То есть снижение, по сути, сильно нефтяную промышленность не затронуло, а доходы от снижения полученных энергоносителей с лихвой перекрываются повышенными ценами", - констатирует специалист.

Если договориться не удастся

На заседании 30 ноября 2016 года в Вене ОПЕК договорилась о сокращении своей добычи на 1,2 млн баррелей в день с октябрьского уровня - до 32,5 млн баррелей. Уже в этот день цены на баррель Brent выросли более чем на 3 доллара. Не входящие в ОПЕК 11 стран 10 декабря согласовали сокращение своей добычи суммарно на 558 тыс. баррелей в сутки, в том числе Россия - на 300 тыс. баррелей. Соглашения заключались на первое полугодие 2017 года. Новости о заключенных договоренностях привели к резкому росту котировок.

Стоимость нефти пошла вниз 8 марта, когда Министерство энергетики США опубликовало данные о запасах в стране. Говорилось, что Штаты увеличили коммерческие запасы с 24 февраля по 3 марта на 8,22 млн баррелей при прогнозе роста всего на 1,97 млн баррелей. В итоге с 8 по 10 марта стоимость майского фьючерса на Brent подешевела почти на 5 долларов. Это частично нивелировало рост, которого удалось добиться соглашениями России и ОПЕК о снижении уровня добычи.

"Существует вероятность, что летом 2017-го страны-подписанты не смогут договориться о продлении соглашений по снижению нефтедобычи. В этом случае все указанные государства вернутся к политике бесконтрольной добычи, избыток нефти вызовет резкое снижение фьючерсов на биржах, падение котировок будет неконтролируемым. Естественно, это отразится на доходах российской экономики крайне негативно.

Сохранение договоренностей о снижении добычи выгодно России еще и потому, что текущий бюджет страны утверждали, исходя из базовой стоимости барреля в 40 долларов. То есть любая превышающая этот показатель цена уже дает профицит доходов. С учетом того, что главный финансовый документ РФ принимался с дефицитом, удержание цены барреля в коридоре 45-55 долларов дает реальные шансы, что к концу года бюджет страны "выйдет в ноль", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 17.03.2017 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики