Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проект «Северный поток-2»: воплощение разрушительных желаний Украины

Проект «Северный поток-2»: воплощение разрушительных желаний Украины

Украине удалось кое-как пережить еще одну зиму без российского газа. В СМИ то и дело проскакивали новости о нехватке энергоресурсов, а на днях Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) подсчитал, что на отказе от поставок «Газпрома» Киев потерял порядка 186−290 млн долларов, переплачивая за реверсы из Европы.
 
Но больше всего раздражает Украину не это, а планы России по строительству газопроводов в обход Незалежной. Так, на днях глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев неожиданно раскрыл для общественности «истинный смысл» российского проекта «Северный поток-2». По его словам, никакой коммерческой выгоды новый газопровод не несет: через Украину якобы поставлять газ дешевле, быстрее и проще, а потому основная цель проекта – исключительно разрушение украинской экономики, пишет портал «Пронедра» со ссылкой на датское издание Politiken.
 
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович с главой «Нафтогаза» в корне не согласен.
 
«Согласно уже имеющимся расчетам, стоимость транзита по новому газопроводу будет для «Газпрома» даже дешевле, чем через Украину. Не на много (речь идет о разнице примерно в пять долларов за тысячу кубометров), но, тем не менее. Кроме того, «Северный поток-2» после строительства будет полностью принадлежать «Газпрому» и его партнерам (если будет реализовано акционерное соглашение по проекту). То есть за транзит газа по этому маршруту Россия, по сути, будет платить сам себе, а не украинским компаниям. И это очевидная коммерческая выгода», - отметил собеседник «ПолитЭксперта».
 
Политически этот проект, конечно, тоже мотивирован. Правда, речь идет вовсе не о желании Москвы угробить украинскую экономику – строить для этого новый газопровод было бы слишком большой роскошью. Реализовывать столь крупный и сложный проект Россию заставляет как раз руководство Незалежной. Из-за рисков для трафика газа в Европу «Газпром» вынужден принимать меры.
 
«А риски там (на Украине, - ред.) объективно есть. Взять хотя бы историю блокады торговли с неконтролируемыми Киевом территориями. Понятно, что в перспективе это может перекинуться и на попытку блокады транзита российского газа. Кстати, некоторые деятели украинского радикального националистического движения об этом уже заявляли. Скажем, в 2014 году один из инициаторов блокады, депутат от «Самопомощи» Парасюк говорил, что транзит надо перекрыть. Где гарантия, что Парасюк свою угрозу не исполнит? Об этом же говорил Ярош и прочие радикалы», - отметил эксперт.
 
Заявления Коболева о желании России отменой транзита разрушить украинскую экономику вызвали у Митраховича искреннее недоумение. Он напомнил - украинские власти сами утверждают, что они от России не очень-то и зависят, что у них есть другие источники дохода и т.д. Возникает закономерный вопрос: если у них все так хорошо, тогда чего бояться потери транзитных платежей «Газпрома»?
 
«Руководство Украины прямо заявляет, что нужно контакты с Россией прекращать, что бизнес с Россией – это плохо, потому что он политически неправильный. В таком случае прекращение сотрудничества по транзиту газа вполне укладывается в логику украинских властей. И в этом смысле «Северный поток-2» – это воплощение их собственных желаний. Если их собственные желания им не нравятся, тогда пусть они для начала определятся, чего они вообще хотят», - заметил Митрахович.
 
По мнению эксперта, такие заявления зазвучали в Незалежной лишь потому, что руководство «Нафтогаза» осознало – сокращение транзита через Украину – это уже не просто демагогии, а вполне реальный сценарий. Нынешний транзитный договор заканчивается в 10 часов утра 1 января 2020 года. После этого может быть заключен новый транзитный договор, скорее всего, на короткий срок и на небольшой объем газа (порядка 25 млрд кубов в год). Остальное Украина может потерять в связи с началом поставок через «Турецкий поток» и «Северный поток-2».

Источник: ПолитЭксперт, 18.03.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики