Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На краю энергетической пропасти

На краю энергетической пропасти

Аналитик Александр Пасечник — о проблемах российско-украинских отношений в энергетической сфере

В затухающей энергетической кооперации России и Украины сложностей все больше. Помимо широко известных газовых проблем в поле зрения теперь и неурядицы с поставками нашего дизельного топлива в Незалежную.

В середине марта стало известно, что трубопроводные поставки российского дизельного топлива на Украину приостановлены уже в течение месяца из-за того, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК РФ) не осуществляет оформление необходимых документов. В Минэнерго РФ уточнили, что, по данным «Транснефти», поставки были приостановлены в начале февраля «в связи с перезаключением контрактов на экспорт нефтепродуктов».

Спустя несколько дней официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил, что Россия возобновила поставки дизтоплива на Украину. В заявлении Минэнерго также подчеркивалось, что у России отсутствуют межправительственные соглашения по поставкам нефтепродуктов на Украину и в Венгрию и экспорт дизельного топлива в указанных направлениях осуществляется хозяйствующими субъектами исходя из экономической целесообразности. А поэтому говорить о прекращении поставок горючего из РФ некорректно. Иными словами, Москва юридически не имеет обязательств снабжать Киев дизтопливом. 

Тем временем Украина не устает хвалиться, что впервые в своей истории завершает отопительный сезон без прямых закупок российского газа. Однако уже давно известно, что растущие объемы реверсных закупок «Нафтогаза» в Европе в конечном счете формируются именно из российского голубого топлива, которое поставляется сначала контрагентам из Старого Света, а после перепродается Незалежной. Теперь же, когда Москва согласилась снять с европейских партнеров контрактные ограничения на реэкспорт газа, «Нафтогазу» юридически, конечно, станет проще взаимодействовать с реверсными странами. Только вот крупные коммерческие потери Киева неизбежны — как известно, переплата Украиной европейским партнерам достигала в IV квартале 2016 года $20–30 с каждой тысячи кубометров газа.

Кроме того, необходимо понимать, что экономия голубого топлива, которую власти Украины считают своим несомненным достижением, результат прежде всего тотальной деградации промышленного сектора и децентрализации теплоснабжения. Зачастую это связано с банальным переходом домохозяйств на дрова и солярку, а никак не с внедрением «программ энергоэффективности», которые так широко анонсируются украинским руководством.

В оде украинских властей «энергетической независимости» республики большая роль отводится и славному будущему газотранспортной системы (ГТСУ). На нее все еще возложены стратегические надежды — а именно на доход от транзитных сборов за прокачку российского газа в Европу. Но это абсурдные помыслы. Напомню, что Россия динамично продвигает обходные проекты — «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Их скорый запуск автоматически лишит Украину статуса страны — транзитера российского газа. 

Причем Киев просто-таки подталкивает Москву к отказу от использования ГТСУ — труба почти не ремонтируется и не модернизируется из-за отсутствия инвестиций. И уровень ее морального износа уже давно критичен. При этом ставки на транзит сырья Киев задирает все выше. А это прямой путь к полному разрыву газовой кооперации России и Украины.  

Хотя, может быть, Москва и не прочь сохранить украинский маршрут как дополняющий новые газомагистрали в Европу — с точки зрения логистики некоторые объемы российского топлива по ГТСУ было бы удобно продолжать поставлять в ряд стран на юго-востоке Европы. Но тогда Киеву нужно спешить идти навстречу. Во-первых, снижать тариф на прокачку газа до адекватного уровня. А во-вторых, конечно, резонно подумать о продаже ГТСУ, которой так дорожат власти Незалежной, внешним инвесторам, чтобы ее наконец модернизировали. Да, момент крайне политизирован, но драмы для страны на самом деле нет. Рядовым гражданам Украины в принципе все равно, кому принадлежит труба. Населению главное, чтобы цены на газ были приемлемыми, а не росли галопирующими темпами, как это происходит в последние годы.

Хочется верить, что сценарий с сохранением ГТСУ все же не станет утопией. Ведь режим Порошенко не вечен. И если к власти на Украине придут силы, настроенные на более прагматичную кооперацию с Россией, это вполне может создать предпосылки для энергетической синергии.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 27.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики