Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Намерение продажи «Лукойлом» АЗС демонстрирует боязнь поглощения

Намерение продажи «Лукойлом» АЗС демонстрирует боязнь поглощения

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ):

Я думаю, что вопрос продажи АЗС "Лукойлом" состоит из двух частей. Компания может продать свои заправки как по экономическим причинам, так и по стратегическим, даже я бы сказал политическим причинам.Экономические причины продажи заключаются в том, что налоговый маневр приводит к тому, что внутри страны нефть становится дорогой, вместе с чем рентабельность переработки уменьшается. Соответственно, маржа "Лукойла" также снижается.

Помимо этого, есть политические причины, которые заключаются в том, что у "Лукойла" довольно слабый административный ресурс, который бы лоббировал их интересы, поэтому они опасаются, что со временем их попытаются заставить продать российские активы другим крупным игрокам. Мы видим, одна государственная компания поглощает несколько других компаний: "Роснефть" купила ТНК-ВР, "Роснефть" купила "Башнефть". Если мы вспомним, с чего начался первый рабочий день в "Башнефти" после поглощения, то вспомним про так называемую "приемку дел". Я думаю, что эта самая приемка дел была направлена на то, чтобы найти какие-то бумаги, которые бы, возможно, фиксировали какие-либо нарушения со стороны "Лукойла" или которые, по крайней мере, можно было бы предъявить "Лукойлу" в виде нарушения по разработке месторождений им. Требса и им. Титова. 

Как мне кажется, возможно, что руководство "Лукойла" ожидает некого удара по себе и пытается продать низкорентабельные заправки, пока они стоят довольно дорого. Потому что, если на них начнутся нападки, никто, естественно, по высокой цене у них заправки не купит.Давление компания испытывает давно, просто я думаю, что глава "Лукойла" Вагит Алекперов довольно грамотно отбивается от попыток забрать активы: он демонстрирует политическую лояльность, реализует государственно значимые проекты. "Лукойл" самым первым перешли на экологическое топливо класса Евро-5. То есть он старается не давать поводов. Но сейчас, видимо, складывается такая ситуация, когда объектов для поглощения в российской нефтяной отрасли, кроме "Лукойла", в общем-то не осталось.

Эти опасения компании демонстрируются тем, что она предпочитает вкладывать в активы за рубежом. Понятно, что от российской части бизнеса они отказаться не могут и не хотят, собственно. Конечно, они будут развиваться в России, но сейчас пытаются минимизировать свои риски вот такой продажей низкорентабельных активов. Вполне возможно, что продажа заправок пойдет несколькими пакетами и если говорить о российских покупателях, то это могут быть "Роснефть" и "Газпром нефть".

Опубликовано: ПРАЙМ, 28.03.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики