Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Баррель за 70 долларов: Новак оценил перспективы РФ в Арктике

Баррель за 70 долларов: Новак оценил перспективы РФ в Арктике

Большинство экспертов считает, что главным направлением развития для отечественного нефтегазового сектора является Арктика и те объемы углеводородов, которые скрываются в месторождениях, расположенных на российском континентальном шельфе.

При этом, добыча нефти в таких условиях, во-первых, стоит очень дорого, во-вторых, упирается в недостаток технологий, которые необходимы для работ в таких сложных условиях.

Новак обозначил стоимость работ по добыче нефти в Арктике

Например, министр энергетики РФ Александр Новак сегодня заявил, что рентабельной ценой добычи нефти на российском арктическом шельфе являются цифры в 70-100 долларов за один баррель. 

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что слова Новака не касаются всего арктического региона.

«Дело в том, что в Арктике есть места, где уже ведется работа – известная платформа «Приразломная», и области, где такое сейчас просто невозможно. Например, если говорить о «Приразломной», то там себестоимость работ «Газпрома» действительно обходится где-то в районе 60-70 долларов за один баррель нефти», - заключает Юшков.

В настоящий момент это месторождение вследствие невысокого уровня мировых цен на нефть находится в убытке, поэтому «Газпром» ограничил там свою добычу, но ненамного, поскольку платформа уже построена, и она технологически должна продолжать добычу.

Дальнейшая работа в Арктике будет стоить еще дороже

«Другой вопрос, что здесь не нужно забывать, что «Приразломная» находится в достаточно умеренных природных условиях. Это так называемое Печорское море, которое является восточной частью Баренцевого моря. При этом, в каком-нибудь море Лаптевых все с погодой обстоит гораздо хуже, поэтому месторождение «Победа», которое «Роснефть» формально открыла с компанией ExxonMobil, в этом плане сейчас испытывает огромное количество проблем, из-за чего непонятно, когда там начнется добыча», - констатирует Юшков.

Все это свидетельствует о том, что технологий для круглогодичной и надежной добычи нефти в Арктике восточней Карского моря ни у России, ни у других стран на сегодня нет.

«Поэтому когда «Роснефть» заключала это соглашение с ExxonMobli, то договорилась со своим американским контрагентом открыть совместный технологический центр, который бы позволил решить этот вопрос в плане технологий», - резюмирует Юшков.

Кстати говоря, в тот период руководителем ExxonMobil был текущий госсекретарь США Рекс Тиллерсон, и именно фактор установившихся в рамках этих работ личных связей между данным политиком и бизнесменом и российским руководством, позволяет нам до сих пор рассчитывать на постепенное улучшение двусторонних российско-американских отношений.

Для добычи нефти в Арктике нужны надежные технологии

«В рамках этого контракта предполагалось за 7-10 лет разработать технологию безопасной добычи нефти в таких природных условиях. Это принципиальное условие для добычи нефти в Арктике, поскольку пока не будет гарантии от разливов и продуманных способов борьбы с ними, никто заниматься такими проектами не будет», - заключает Юшков.

В настоящее время в силу санкций и резкого ухудшения отношений между Россией и США все работы по «Победе» заморожены, поэтому говорить об их перспективах сегодня бессмысленно.

«На сегодня нет надежной технологии, а без нее никто здесь работать не будет, поскольку риски в Арктике очень высоки. Дело в том, что разлив нефти в Карском море сразу станет катастрофой всемирного масштаба, которую будет сложно устранить и ликвидировать даже с помощью усилий всего мирового сообщества», - констатирует Юшков.

Для примера можно привести известную катастрофу на платформе Deepwater Horizon компании British Petrolium, которая произошла в 2010 году в акватории Мексиканского залива.

«Там не было льда, теплое и спокойное море, но все равно эту катастрофу с трудом смогли локализировать, а ее последствия устраняют до сих пор. Поэтому если такая ситуация повторится в Арктике, особенно подо льдом, то последствия для экологии будут колоссальными. Таким образом, пока работы в этом регионе отложены в долгий ящик и они не являются предметом этого заявления со стороны министра Новака», - резюмирует Юшков.

Работа в Арктике требует больших инвестиций

Таким образом, Новак имел в виду в своем заявлении проекты в Баренцевом море, платформу «Приразломная», а так же Долгинское месторождение в Печорском море.

Что касается себестоимости добычи в Арктике, то проблема заключается в том, что пока такие работы ведутся – не очень активно, хотя можно вспомнить ситуацию со сланцевой нефтью, которая поначалу поражала воображение своими затратами. При этом, несмотря на падение цен на нефть, нельзя сказать, что добыча такой нефти в США умерла, что говорит о том, что в процессе работ американцы нашли способы их серьезного удешевления.

«Так-то, себестоимость проектов добычи нефти за пределами существующих российских разработок в Арктике сейчас будет стоить еще дороже цифр, озвученных Новаком – цена здесь уйдет за пределы 120-140 долларов за один баррель, но так же понятно, что новые технологии очень быстро позволят сократить итоговые затраты», - заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 29.03.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики