Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Парижскому соглашению уготована судьба Киотского протокола

Парижскому соглашению уготована судьба Киотского протокола

 

Президент США Дональд Трамп подписал указ, отменивший «План чистой энергии» Барака Обамы, направленный на борьбу с изменением климата 

 

Трамп воспользовался так называемым Актом о пересмотре, в соответствии с которым новый Президент США имеет право пересмотреть любой из указов предыдущего президента, начиная с июня 2016 года и до последнего дня в Белом доме.

Обама, ты неправ

Указ Трампа отменяет основные положения плана Обамы по борьбе с глобальным потеплением климата, который предусматривал активное использование альтернативных источников энергии и сокращение к 2020 году выбросов парниковых газов на 17% по сравнению с уровнем 2005 года. Помимо этого, указ предусматривает пересмотр мер контроля за сокращением выбросов метана при добыче нефти и природного газа.

«План чистой энергии» (Clean Power Plan), принятый администрацией Обамы, требовал от США сокращения выбросов в атмосферу CO2. Отменив «климатический» акт Обамы, новый президент назвал теорию глобального потепления «мистификацией» (некоторые СМИ переводят слова Трампа как «афера»). Clean Power Plan Обамы базировался на обязательствах США согласно Парижскому соглашению об изменении климата. Акт требовал установить, чтобы к 2025 году стандарты экономики действовали на уровне 54,5 миль на галлон топлива (соответствует русским стандартам в виде 4,3 литра на 100 км пробега).

Эксперты поясняют, что указ призван сигнализировать о том, что нынешняя администрация намерена активизировать экономический рост, в целом, и производство углеводородного топлива, в частности. Согласно новому указу Трампа, сокращается бюджет Агентства по охране окружающей среды США, а также подлежат пересмотру регуляторные требования в части выбросов в атмосферу для угледобывающей, газовой и нефтяной промышленности. Указ также требует пересмотреть меры контроля над сокращением выбросов метана в ходе добычи нефти и природного газа.

Трамп отказывается от идеи Парижского соглашения

Идея Парижского соглашения, принятого в 2015 году на замену Киотскому протоколу заключается в том, чтобы создать глобальный механизм по снижению углекислого газа в атмосфере. Соглашение заменило Киотский протокол и вступит в силу с 2020 года для всех стран, подписавших Рамочную конвенцию ООН по вопросам изменения климата. Все страны-участники берут на себя обязательства принять меры, чтобы ограничить общемировое повышение температуры на уровне «значительно менее 2 градусов по Цельсию». Соглашение вступило в силу 4 ноября 2016 года, после того как его ратифицировали 72 страны из числа подписантов – в сумме на их долю приходится более 56 % мировых выбросов парниковых газов.

Позиция Трампа в отношении Парижского соглашения проста, он считает, что антропогенный вклад в глобальное потепление - «фальшивка, индустрия по выколачиванию денег». По словам политолога - американиста Дмитрия Евстафьева, Парижское соглашение противоречит взглядам Трампа на стратегию развития энергетики и промышленности США, так как это есть не что иное, как попытка нерыночной дискриминации, прежде всего традиционных углеводородов (газа, нефти и угля). С ним согласен и Константин Симонов из Фонда национальной энергетической безопасности: «Производители возобновляемой энергетики, понимая свою реальную неспособность экономически конкурировать с нефтью, газом и углем (это тема для отдельной статьи, однако с цифрами можно легко доказать, что расчеты экономической эффективности ВИЭ являются весьма хитрым способом забыть часть расходов, банально упакованных в различные виды субсидий), пытаются дискредитировать их как якобы угрозу климату планеты», - отмечает эксперт.

Трамп говорит: «Если что-то вредит американской промышленности, мы этого делать не будем». Именно поэтому не так важно, выйдут ли США из Парижского соглашения. Важно, что когда Парижское соглашение обрастет механизмами его практического применения (ведь пока это лишь декларация, целеполагающий документ), оно превратится для Трампа в пустую бумажку.

История с Парижским соглашением как две капли воды напоминает Киотский протокол. Логика действий США в обоих случаях одинакова: сначала втянуть большинство стран в игру, навязать крайне жесткие правила, заставить раскошелится, а затем оперативно отказаться от обязательств. Как и в случае с Киотом, первыми в отказе от обязательств заявили именно США – сначала Конгресс США, а затем и президент Трамп назвали углеродный налог инструментом разорения американских семей.

Поведение США, еще недавно ратовавших за Парижское соглашение, а ранее за Киотский протокол, - симптоматично, они будут соблюдать международные соглашения, только если видят в этом конкретную выгоду для себя. Именно поэтому Парижское соглашение ожидает та же участь, что и его предшественника в лице Киотского протокола. Напомним, в 2001 году администрация Джорджа Буша-младшего отказалась от выполнения своих обязательств по Киотскому протоколу, аргументируя тем, что это невыгодно для американской экономики. Цена обязательств США – главного загрязнителя окружающей среды (по нормам Киотского протокола, 1 американец наносит природе такой же вред как 15 тысяч 450 жителей Индии) -составляла 1 % от ВВП, поэтому политическая элита США закономерно расценили, что выполнение обязательств по Киотскому протоколу противоречит интересам страны, затормозит рост американской экономики, и отказались от его выполнения.

Риски для нас

Сегодня известны лишь общие параметры Парижского соглашения, вместе с тем, для РФ уже сейчас просматриваются существенные риски. Суммарно новая налоговая нагрузка на российскую экономику составит от 31 миллиарда долларов в год и выше. Реальный сектор только начинает возрождаться после экономического спада, и совершенно очевидно не готов платить такие деньги. Говорить о конечном потребителе и вовсе не приходится. Ведь производители постараются переложить затраты на тех, кто платит за продукцию и услуги…

Соглашение накладывает на все страны обязательства сократить к 2030 году выбросы парниковых газов на 30% по сравнению с объемами 1990-го, и поскольку объем выбросов напрямую зависит от темпов экономического развития (чем больше загружены заказами заводы и фабрики – тем больше они загрязняют окружающую среду), таким образом, соглашение ограничивает экономический рост России на уровне 1,5 % в год, что ставит жесткие и неприемлемые барьеры на пути развития российской экономики.

Афера и мистификация

Не стоит обольщаться, будто ведущие государства мира собирались всерьез решить в принципе неподвластную для человечества вещь - ограничить общемировое повышение температуры на уровне «значительно менее 2 градусов по Цельсию. Парижское соглашение, как и Киотский протокол – это мировой план, где под эгидой борьбы против глобального потепления, навязывались ограничения роста промышленного производства и экономики. Профессор Сергей Гулев из Института океанологии РАН еще до старта Киотского протокола заявлял, что это «в первую очередь экономический документ, а не климатический», а за его появлением стояла «совокупность политических и экономических развитых стран в лице США».

Изменение климата Земли зависит не от антропогенного фактора, а происходит циклично, в зависимости от естественных циклов длиной от 60 до 150 тысяч лет. Например, за последние 150 лет температура Земли возросла лишь на несколько десятых по Цельсию, причем основная часть потепления пришлась на период до 1940 года, когда человечество минимально загрязняло атмосферу. И наоборот, время резкого промышленного скачка после Второй мировой войны – это период похолодания, и это в то время когда, если верить сторонникам теории глобального потепления, температура Земли должна была повышаться.

Сегодняшнее выступление президента Владимира Путина на форуме «Арктика - территория диалога» также косвенно отвергает зависимость изменения климата от антропогенного фактора. "Вопрос не в том, чтобы его предотвратить. Это невозможно, это может быть связано с какими-то глобальными циклами на земле и т.д. Я согласен с тем, что вопрос в том, как к этому приспособиться", - подчеркнул Путин.

Авторитетный профессор климатологии университета Виннипега Тим Бол, Джон Колеман, основатель телеканала о погоде The Weather Channel, датский исследователь, эколог и экономист Бьорн Ломборг, заслуженный профессор Мельбурнского университета Иен Плаймер, многие, многие другие ученые заявляют, что теория о человеческом факторе в глобальном потеплении - это ошибка. Год за годом твердят, что потепление идет за ростом CO2. Но все научные данные, все результаты исследования льда говорят об обратном, и тысячи ученых это прекрасно знают. Вся теория о человеческом факторе в глобальном потеплении – афера и мистификация. 

Автор: Елена Голубева

Источник: Комсомольская правда, 30.03.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики