Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Евросоюз готов активно включиться в решение проблем газораспределительной системы Украины

Евросоюз готов активно включиться в решение проблем газораспределительной системы Украины

23 марта в Брюсселе откроется конференция стран-доноров, на которой будет обсуждаться предстоящая модернизация украинского транзитного газопровода. Генеральный директор ФНЭБ Константин Симонов комментирует предстоящее событие:

— Примечательно, что форум, посвященный будущему газотранспортной системы Украины, пройдет в Брюсселе. Это означает, что Европа вынуждена включаться в решение проблемы российско-украинских газовых отношений.

В период январской «газовой войны» Европа занимала, можно сказать, бухгалтерскую позицию. Формально она была права, когда говорила, что её не интересует проблема Украины, потому что согласно контрактам газ Россия должна передать на границе с Европой, а не на границе с Украиной. Если бы контракты были составлены иным образом, тогда бы ЕС занимался этим вопросом, а так желания вмешиваться в конфликт у них не возникало.

Частично доля правды в этом есть, потому что именно так записано в контрактах. Европа предлагала покупать газ на границе с Украиной, но Россия этого не хочет, потому что, действительно, с газом на Украине происходят различные метаморфозы. Там есть «серая зона» этого газа, и ценообразование весьма запутанное. Поэтому распределение денег за газ на украинской территории тоже имеет интересантов в России. Но все же эта позиция отстранения, которую занимал Европейский Союз, не является вполне разумной.

Европе все равно придется включаться в определение будущего украинской газораспределительной системы, потому что в конечном итоге это тот газ, который Европа может однажды снова недополучить. То есть можно апеллировать к контрактам, но «Газпром» тоже намерен объявить Украину форс-мажором. В итоге может получиться такая ситуация, что «Газпром» не будет выполнять контракты, Европа подаст в суд на «Газпром», а «Газпром» будет «бумерангом» эти иски замыкать на Украину. Украина и так без пяти минут банкрот как государство, и все её компании тоже на грани банкротства. Поэтому может образоваться страна банкрот, при этом и «Газпром» будет терять огромные деньги, и Европа будет недополучать газ. То есть, в этой ситуации никто не заинтересован. Поэтому саммит 23 марта — наглядное доказательство того, что Европа в эту историю все же включается.

Интересно, что подготовка к европейскому саммиту началась задолго до начала «газовой войны». Украина сформировала свою предварительную позицию в отношении ЕС: дайте нам кредит в несколько миллиардов долларов, а мы этот кредит используем на инвестиции в расшивку слабых мест в газотранспортной системе. То есть, это инвестиции в обновление труб, потому что износ этой системы достаточно большой. Создавалась она ещё в Советском Союзе и нуждается в ремонте. Не случайно несколько раз в год на Украине происходят довольно крупные аварии на газопроводах. При этом на вопрос Европы о наличии плана инвестиций этих денег, Украина говорит: «Не надо никакого плана. Вы дайте денег, а мы уже распределим, мы все знаем лучше вас»

Эта позиция, к удивлению Украины, не вызвала энтузиазма у Брюсселя, скорее наоборот, вызвала удивление, потому что Украина, вроде как, считает себя цивилизованной страной, готовой к вступлению в ЕС, а с другой стороны, занимается такими странными вещами — просит денег, не предоставляя никаких планов работ, никаких обоснованных расчетов. Конечно, у Европы есть опасения, что эти деньги будут попросту разворованы, тем более, что есть уже прецеденты работы с восточноевропейскими странами. Напомню, что новые члены ЕС — Болгария, Венгрия — получали достаточно большие гранты на подтягивание своей социальной и экономической систем к стандартам Евросоюза. А теперь масса вопросов возникает, куда эти деньги исчезли.

Совершенно очевидно, что давать кредит на развитие газотранспортной системы Украины в период политической чехарды, в период приближения президентских выборов, это все равно что просто дать кредит на финансирование политических проектов или строительство дач где-нибудь в теплых местах для украинских политиков и чиновников. ЕС на это не пойдет, и после «войны» позиция стала достаточно жесткой. Поэтому я не исключаю, что 23 марта будет довольно жесткий разговор в Брюсселе.

Украина вряд ли поедет туда как страна-победитель, как ей представлялось это ещё год назад, тогда многие украинцы думали, что поедут на форум просить денег и все будет хорошо, им будут рукоплескать. Сейчас к Украине претензий тоже очень много, ЕС на Киев возлагает очень серьезную ответственность за то, что произошло в январе. И денег без четкого плана инвестиций и гарантий возврата никто им давать не будет, это совершенно точно.

Думаю, что по итогам форума было бы правильно вернуться к теме газотранспортного консорциума, где бы большинство акций получили европейские компании, а «Газпром» выступил бы миноритарием. Украина долгое время заявляла, что газотранспортная система является её гордостью, ничего она не отдаст. Однако гордость гордостью, но когда труба ржавеет, а инвестиции не идут, в экономике коллапс, в политике хаос, думаю, здесь ситуация несколько иная. Если это твоя гордость, ты должен содержать её, платить за нее, искать деньги на её развитие. Но если Украина этого не делает, её гордость будет превращаться, к сожалению, в ржавеющий металлолом, который становится все менее годен для использования для прокачки газа в Европу. Поэтому хорошо, что Европа не идет на поводу у сомнительных предложений Украины. Хорошо, что Европа занимает жесткую позицию. Хорошо, что Европа наконец-то втягивается в проблему Украины и не просто как наблюдатель, а как активный игрок. Полагаю, что, так или иначе, идея газотранспортного консорциума обязательно будет обсуждаться, другого пути решения проблемы Украины пока нет. А Украину заменить в газотранспортной цепочке очень сложно. Достаточно вспомнить одиннадцатилетний новый контракт, где Газпром обязуется прокачивать через Украину не менее 110 млрд кубов газа в год.

Пресс-служба ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики