Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Долг с рефинансированием: в споре Минска с Москвой «вышли в ноль»

Долг с рефинансированием: в споре Минска с Москвой «вышли в ноль»

Согласие России рефинансировать долговые обязательства Минска в размере $750-800 млн‍ стало компромиссом для Москвы и спасением для Белоруссии. Такое мнение в комментарии ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"Разрешение нефтегазового конфликта с Белоруссией было вполне ожидаемо сразу по ряду причин. Главным образом потому, что все попытки Белоруссии найти альтернативу российским энергоносителям. Объем поставок нефти из Ирана через Одессу составил 80 тысяч тонн, тогда как из России РБ уменьшились поставки с 24 миллионов до 18 млн тонн. Выйти на альтернативы по газу, как ни старались белорусские власти, тоже не удалось – цены ниже московских Минску просто не найти. Если Европе РФ продает газ по среднерыночным ценам, то Белоруссия традиционно пользовалась серьезными скидками. В любом случае позиции Москвы были более выгодными, что президент Александр Лукашенко отлично понимал", - отмечает эксперт.

Ранее первый вице-премьер Белоруссии Василий Матюшевский подтвердил, что Россия рефинансирует долговые обязательства Минска в размере 750-800 миллионов долларов, накопленные в ходе нефтегазового спора. В эти цифры укладывается как основной долг и сумма процентов к погашению в 2017 году. Ранее Белоруссия в принципе отказывалась выплачивать долги по недоплате за полученный газ, считая его цену несправедливой. Противоречия удалось урегулировать в ходе встречи Владимира Путина с Александром Лукашенко 3 апреля в Петербурге. 

"Несмотря на приписываемый Западом Путину образ сурового и жесткого политика, он вполне готов на компромиссы. Кроме того, позиция по отношению к Белоруссии у Москвы традиционно лояльнее – на сегодняшний день в Кремле решили, что обострять конфликтные отношения с Минском не выгодно никому. Кроме того, Лукашенко признал задолженность и согласился ее выплатить – это позитивный фактор, так как белорусский лидер неохотно идет на признание собственного поражения. Кроме того, кулуарные "подробности" соглашения мы, возможно, сможем вскоре увидеть в виде изменении позиции Лукашенко по важным для России вопросам", - отмечает эксперт.

Спор как поле для маневра

О том, что Москва и Минск решили все спорные вопросы в газовой сфере, заявил накануне Владимир Путин. Россия готова восстановить поставки нефти для Белоруссии с апреля и вернуться к идее создания единого рынка газа. При этом Минск должен выплатить "Газпром трансгаз Беларусь" - "дочке" "Газпрома" - задолженность в $726 млн. Объявлено, что в течение десяти дней Россия и Белоруссия окончательно достигнут понимания по всем разногласиям. ​Путин также отметил, что Москва и Минск готовы к 1 января разработать правила по единому рынку газа. К 2024 году стороны планируют договориться о подписании межправсоглашения в рамках Евразийского экономического сообщества.

"Белоруссия все же добилась снижения контрактной цены на поставляемый газ, Москва пошла на это по ряду причин. Во-первых, имея под боком сложные отношения с Украиной, конфликт с традиционно дружественной Белоруссией Москве сегодня крайне нежелателен. Кроме того, не стоит забывать о том, что по соседней республике проложена "труба" "Газпром трансгаз Беларусь", по которой РФ продает энергоносители Европе.

Взамен в ближайшее время мы можем увидеть неожиданные заявления от Александра Лукашенко – к примеру, о размещении российской военной базы в Белоруссии, хотя раньше эта тема им игнорировалась. Или по Крыму – лидер соседней страны упорно отказывается признавать его российский статус. Возможно, Минск выйдет на обсуждение других острых вопросов, которые до сегодняшнего дня были "вне повестки". В любом случае, урегулирование нефтегазового спора между РФ и РБ было ожидаемо", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 04.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики