Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Долг с рефинансированием: в споре Минска с Москвой «вышли в ноль»

Долг с рефинансированием: в споре Минска с Москвой «вышли в ноль»

Согласие России рефинансировать долговые обязательства Минска в размере $750-800 млн‍ стало компромиссом для Москвы и спасением для Белоруссии. Такое мнение в комментарии ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"Разрешение нефтегазового конфликта с Белоруссией было вполне ожидаемо сразу по ряду причин. Главным образом потому, что все попытки Белоруссии найти альтернативу российским энергоносителям. Объем поставок нефти из Ирана через Одессу составил 80 тысяч тонн, тогда как из России РБ уменьшились поставки с 24 миллионов до 18 млн тонн. Выйти на альтернативы по газу, как ни старались белорусские власти, тоже не удалось – цены ниже московских Минску просто не найти. Если Европе РФ продает газ по среднерыночным ценам, то Белоруссия традиционно пользовалась серьезными скидками. В любом случае позиции Москвы были более выгодными, что президент Александр Лукашенко отлично понимал", - отмечает эксперт.

Ранее первый вице-премьер Белоруссии Василий Матюшевский подтвердил, что Россия рефинансирует долговые обязательства Минска в размере 750-800 миллионов долларов, накопленные в ходе нефтегазового спора. В эти цифры укладывается как основной долг и сумма процентов к погашению в 2017 году. Ранее Белоруссия в принципе отказывалась выплачивать долги по недоплате за полученный газ, считая его цену несправедливой. Противоречия удалось урегулировать в ходе встречи Владимира Путина с Александром Лукашенко 3 апреля в Петербурге. 

"Несмотря на приписываемый Западом Путину образ сурового и жесткого политика, он вполне готов на компромиссы. Кроме того, позиция по отношению к Белоруссии у Москвы традиционно лояльнее – на сегодняшний день в Кремле решили, что обострять конфликтные отношения с Минском не выгодно никому. Кроме того, Лукашенко признал задолженность и согласился ее выплатить – это позитивный фактор, так как белорусский лидер неохотно идет на признание собственного поражения. Кроме того, кулуарные "подробности" соглашения мы, возможно, сможем вскоре увидеть в виде изменении позиции Лукашенко по важным для России вопросам", - отмечает эксперт.

Спор как поле для маневра

О том, что Москва и Минск решили все спорные вопросы в газовой сфере, заявил накануне Владимир Путин. Россия готова восстановить поставки нефти для Белоруссии с апреля и вернуться к идее создания единого рынка газа. При этом Минск должен выплатить "Газпром трансгаз Беларусь" - "дочке" "Газпрома" - задолженность в $726 млн. Объявлено, что в течение десяти дней Россия и Белоруссия окончательно достигнут понимания по всем разногласиям. ​Путин также отметил, что Москва и Минск готовы к 1 января разработать правила по единому рынку газа. К 2024 году стороны планируют договориться о подписании межправсоглашения в рамках Евразийского экономического сообщества.

"Белоруссия все же добилась снижения контрактной цены на поставляемый газ, Москва пошла на это по ряду причин. Во-первых, имея под боком сложные отношения с Украиной, конфликт с традиционно дружественной Белоруссией Москве сегодня крайне нежелателен. Кроме того, не стоит забывать о том, что по соседней республике проложена "труба" "Газпром трансгаз Беларусь", по которой РФ продает энергоносители Европе.

Взамен в ближайшее время мы можем увидеть неожиданные заявления от Александра Лукашенко – к примеру, о размещении российской военной базы в Белоруссии, хотя раньше эта тема им игнорировалась. Или по Крыму – лидер соседней страны упорно отказывается признавать его российский статус. Возможно, Минск выйдет на обсуждение других острых вопросов, которые до сегодняшнего дня были "вне повестки". В любом случае, урегулирование нефтегазового спора между РФ и РБ было ожидаемо", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 04.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики