Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Долг с рефинансированием: в споре Минска с Москвой «вышли в ноль»

Долг с рефинансированием: в споре Минска с Москвой «вышли в ноль»

Согласие России рефинансировать долговые обязательства Минска в размере $750-800 млн‍ стало компромиссом для Москвы и спасением для Белоруссии. Такое мнение в комментарии ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"Разрешение нефтегазового конфликта с Белоруссией было вполне ожидаемо сразу по ряду причин. Главным образом потому, что все попытки Белоруссии найти альтернативу российским энергоносителям. Объем поставок нефти из Ирана через Одессу составил 80 тысяч тонн, тогда как из России РБ уменьшились поставки с 24 миллионов до 18 млн тонн. Выйти на альтернативы по газу, как ни старались белорусские власти, тоже не удалось – цены ниже московских Минску просто не найти. Если Европе РФ продает газ по среднерыночным ценам, то Белоруссия традиционно пользовалась серьезными скидками. В любом случае позиции Москвы были более выгодными, что президент Александр Лукашенко отлично понимал", - отмечает эксперт.

Ранее первый вице-премьер Белоруссии Василий Матюшевский подтвердил, что Россия рефинансирует долговые обязательства Минска в размере 750-800 миллионов долларов, накопленные в ходе нефтегазового спора. В эти цифры укладывается как основной долг и сумма процентов к погашению в 2017 году. Ранее Белоруссия в принципе отказывалась выплачивать долги по недоплате за полученный газ, считая его цену несправедливой. Противоречия удалось урегулировать в ходе встречи Владимира Путина с Александром Лукашенко 3 апреля в Петербурге. 

"Несмотря на приписываемый Западом Путину образ сурового и жесткого политика, он вполне готов на компромиссы. Кроме того, позиция по отношению к Белоруссии у Москвы традиционно лояльнее – на сегодняшний день в Кремле решили, что обострять конфликтные отношения с Минском не выгодно никому. Кроме того, Лукашенко признал задолженность и согласился ее выплатить – это позитивный фактор, так как белорусский лидер неохотно идет на признание собственного поражения. Кроме того, кулуарные "подробности" соглашения мы, возможно, сможем вскоре увидеть в виде изменении позиции Лукашенко по важным для России вопросам", - отмечает эксперт.

Спор как поле для маневра

О том, что Москва и Минск решили все спорные вопросы в газовой сфере, заявил накануне Владимир Путин. Россия готова восстановить поставки нефти для Белоруссии с апреля и вернуться к идее создания единого рынка газа. При этом Минск должен выплатить "Газпром трансгаз Беларусь" - "дочке" "Газпрома" - задолженность в $726 млн. Объявлено, что в течение десяти дней Россия и Белоруссия окончательно достигнут понимания по всем разногласиям. ​Путин также отметил, что Москва и Минск готовы к 1 января разработать правила по единому рынку газа. К 2024 году стороны планируют договориться о подписании межправсоглашения в рамках Евразийского экономического сообщества.

"Белоруссия все же добилась снижения контрактной цены на поставляемый газ, Москва пошла на это по ряду причин. Во-первых, имея под боком сложные отношения с Украиной, конфликт с традиционно дружественной Белоруссией Москве сегодня крайне нежелателен. Кроме того, не стоит забывать о том, что по соседней республике проложена "труба" "Газпром трансгаз Беларусь", по которой РФ продает энергоносители Европе.

Взамен в ближайшее время мы можем увидеть неожиданные заявления от Александра Лукашенко – к примеру, о размещении российской военной базы в Белоруссии, хотя раньше эта тема им игнорировалась. Или по Крыму – лидер соседней страны упорно отказывается признавать его российский статус. Возможно, Минск выйдет на обсуждение других острых вопросов, которые до сегодняшнего дня были "вне повестки". В любом случае, урегулирование нефтегазового спора между РФ и РБ было ожидаемо", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 04.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики