Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Главная Всероссийская Врезка (видео)

Главная Всероссийская Врезка (видео)

В январе 2017 года грузооборот российских морских портов по перевалке наливных грузов вырос на 11%.
 
А вот грузооборот Махачкалинского морского порта по итогам января 2017 года снизился на 79,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Отметим, что и в 2016 году это снижение грузооборота в Махачкалинском порту по сравнению с предыдущим периодом составило 15%.
 
От перевалки нефти в этом порту массово отказываются не только иностранные компании. Так, от Махачкалинского порта в пользу азербайджанского маршрута фактически отказалась отечественная компания «Лукойл», иностранные компании, работающие в Туркменистане - Dragon Oil и Mitro International. На очереди казахская компания «КазТрансОйл». Причем казахи сейчас единственные, кто обеспечивает объем перевалку нефти в Махачкале. За 2016 год этот объем составил 2,9 млн тонн нефти, хотя и эти цифры выглядят завышенными.
 
Тем не менее даже поступление этой нефти в скором времени может прекратиться, если ее качество после прохождения через систему нефтехранилищ в Махачкале не будет удовлетворять «Транснефть». Из-за низкого качества «Транснефть» и в 2015 году, и в 2016 году больше полусотни раз останавливала прокачку нефти из резервуаров «Дагнефтепродукта», так как значительно были превышены допустимые значения хлористых солей, содержание воды.
 
Удивительно, но признавая, что махачкалинский порт деградирует, глава Республики Рамазан Абдулатипов с непонятной настойчивостью винит в этом исключительно собственников порта - Министерство транспорта.
 
В действительности же, нефтеналивные терминалы в Махачкале, нефтехранилища и часть трубопровода от хранилищ до магистрального трубопровода «Транснефти» не принадлежат порту. Они уже давно приватизированы и являются собственностью «Дагнефтепродукта». Именно эту структуру эксперты признают виновной в отсутствии грузооборота в порту.
 
Так почему нефтяные компании обходят стороной эти нефтяные терминалы в Махачкале? Почему? Ответ прост - можно быть ограбленным один раз, но постоянного ограбления ни одна компания в мире не выдержит.
 
В 2013 некто Омари Омариев, генеральный директор ООО "Каспиан Сюрвей", занимавшейся проверкой качества и количества поступающей нефти из танкеров в порт, подробно описал, как компания «Дагнефтепродукт» похищает нефть, а чтобы скрыть следы воровства, ухудшает ее качество, добавляя воду и отходы нефтепереработки, за взятки подписывая недостоверные акты о качестве продукта. Тогда за эти откровения Омари Омариеву пришлось сбежать из России из-за угроз.
 
В июле 2013 года пограничники задержали танкер, вышедший из порта «Дагнефтепродукта» с 4,5 тыс. тонны нефти вместо задокументированного мазута. Как оказалось – с ворованной нефтью.
 
Также нет никакой законной причины кратного превышения допустимого лимита в 0,2% потерь нефти при прохождении через «Дагнефтепродукт». Между тем, только у туркменских грузоотправителей на протяжении ряда лет потери на этом участке достигали 7-кратного превышения допустимого лимита. Так, по данным «Транснефти», в 2013 году они составили 0,69% прокачки, в 2014 – 0,84%, в 2015 – 0,44%. А только за первый квартал 2016 года этот показатель уже достиг в 1,43%.
 
Больше того, в мае 2016 года «Дагнефтепродукт», приняв 5 тыс. тонн туркменской нефти, вообще отказался сдать этот объем в систему «Транснефти» и, как сообщают СМИ, в настоящее время пытается принудить владельца нефти подписать акт по формированию «мертвых» остатков в резервуарах нефтебазы.
 
Где эти десятки тысяч тонн сырой нефти?
 
Но это лишь верхушка айсберга. Активно муссируются слухи о том, что слитую из танкеров нефть в полном объеме не документируют, обвиняя впоследствии судовые команды в утаивании запасов нефти, как и в разбавлении нефти водой.
 
Но верхом цинизма и беззакония стало строительство прямо на территории «Дагнефтепродукта» мини-НПЗ, так называемых «самоваров» для перегонки нефти в низкокачественное топливо. По сути, было создано целое производство, позволяющее перерабатывать в конечный продукт изъятую нефть. Всего на территории «Дагнефтепродукта» несколько таких установок.
 
Причем последний построенный «самовар», рассчитанный на переработку 1 млн тонн нефти в год, уже невозможно было скрывать за 3-х метровым забором.
 
Ростехнадзор был ошеломлен, когда был вынужден обнаружить этот завод, на строительство которого никакого разрешения не выдавалось. Проведенные в последствии проверки выявили более 275 нарушений требований к подобным объектам. Завод оказался собственностью организации «Дагнотех» При попытке легализовать завод, обратившись в «Ростехнадзор» за разрешением на строительство, утверждалось, что построили его всего лишь за месяц с апреля по май 2014, но при этом утверждалось, что завод должен начать работать лишь в апреле 2016 года. Однако, по данным Ростехнадзора, и строительство, и запуск завода в эксплуатацию были осуществлены намного раньше. Об этом свидетельствует даже репортаж на телеканале РГВК «Дагестан». Так, согласно репортажу еще в декабре 2014 года на пуск завода приехали министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов вместе с главой республики Рамазаном Абдулатиповым. А по данным газеты «Известия», НПЗ первые отгрузки небольших объемов топлива начал осуществлять еще в конце 2013 года. В "Транснефти" также считают, что работа НПЗ началась в 2013 году.
 
Интересным оказался вопрос с поставкой нефти на завод. В порыве откровенности директор «Дагнотеха» особо не стесняясь сообщил, что сырье они берут из системы "Транснефти". То есть фактически сознался в изъятии нефти.
 
Проведенные проверки со стороны правоохранительных органов подтвердили полную бесконтрольность движения нефти на пути от танкера до системы «Транснефти». Пломбы на вентилях в системе «Дагнефтепрдукта» - оказалось фикцией.. Вот снимок «опломбированного» вентиля – пломба висит только для вида.
 
О том, что нефть на мини-НПЗ попадает только с моря, свидетельствуют заросшие железнодорожные пути да разбитые и неприспособленные автодороги. Эти кадры достаточно наглядно об этом свидетельствуют.
 
По данным руководства этого мини-НПЗ, глубина переработки нефти не достигает выше 20-25%. Такое топливо ни одна официальная заправка не возьмет.
 
Существование такого сомнительного производства столь длительное время объясняется тем, что владеют этим бизнесом обладающие огромным административным ресурсом люди. «Дагнефтепродукт», и «самовары» «Дагнотеха» принадлежат семье бывшего спикера парламента республики Дагестан Магомед-Султана Магомедов, который в свое время приватизировал «Дагнефтепродукт» за смешные 300 млн рублей.

 
Эксперт из Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков так охарактеризовал сложившуюся ситуацию:
 
«В Махачкале сложилась уникальная ситуация, когда танкер разгружается, но есть 500 метров, буквально, от нефтепровода до системы Транснефти, на которых контроль этой трубы принадлежит непонятным совершенно структурам полукриминальным, которые, можно сказать, паразитируют на этом. То есть, они буквально весь участок сделали своей врезкой, она гигантская.
Если по всей стране борются с миниатюрными врезками, когда кто-то в сарай себе отливает нефть, ее там перегоняет, то здесь мы видим целую промышленную, по сути, врезку, за которую, естественно, никто не платит. И Россия недосчитывается этой нефти.
И причем эти люди пытаются свалить вину за недостачу нефти в систему официальную Транснефти на то, что, мол, сами танкеры не отгрузили ее или плохое качество у нее было, поэтому нефти меньше стало».
 
Возникает еще вопрос – а где реализовывать произведенный топливный суррогат?
 
Возможно мы нашли ответ на этот вопрос. Первое, что бросается в глаза в Махачкале, это обилие действующих и строящихся автозаправок, и это при том, что в Республике своих НПЗ нет. А ситуация с контролем качества топлива просто подарок для реализации топливных суррогатов через АЗС.
 
По закону, коммерческие организации на территории России надзорные органы – Роспотребнадзор, прокуратура, Ростехнадзор, Росстандарт – имеют право проверять только раз в три года. Поводом для внеплановых рейдов госорганов могут послужить соответствующие заявления со стороны граждан.
 
К тому же, практически на всем Северном Кавказе нет аккредитованной лаборатории, где можно провести экспертизу топлива, ближайшая в Ростове. Поэтому, даже если решат проверить топливо на качество, пока эта проба дойдет до лаборатории и получены результаты, пройдет месяц.
 
В республике более 600 АЗС и среди них более 200 различных брендов. Причем, лицензиями Ростехнадзора на эксплуатацию опасных производственных объектов обладают немногие.
 
Подозрения, что некачественное топливо сбывается именно через местные АЗС, подтверждают местные водители, которые почти поголовно переоборудуют свои автомобили на газ, лишь бы не заправляться топливным суррогатом, который выдается за бензин или дизель.
 
С их слов, только в Махачкале из нескольких десятках заправок безопасно можно заправить автомобиль лишь на 5-6. Это при том, что на АЗС, как правило, вывешены сертификаты о том, что бензин и дизель с волгоградского или саратовского НПЗ.
 
Местные жители подтверждают нашу информацию - большинство заправок работают фактически без документов, якобы «документы находятся на стадии оформления», поэтому продавать могут все что угодно.
 
Кстати о теневой экономике. То, что в дотационной Республике крутятся колоссальные теневые деньги, говорят хотя бы те махачкалинские особняки, которые по роскоши могут быть приравнены к дворцам, или тот строительный бум, который идет в Махачкале и Каспийске. Такого активного многоэтажного строительства не могут себе позволить и белее состоятельные регионы. Причем цена в этих многоэтажках не шуточная. Так цена за 1 кв.метр, по утверждению местных жителей, доходит до 50 тысяч рублей. Думаете квартиры не покупают? Покупают! Да еще как. В большинстве домов процент выкупленных квартир превышает 90%, причем многие покупают по несколько квартир. Впрок, что называется… Только среди простых жителей мы не нашли ни одного счастливого обладателя этих квартир. Средняя зарплата в Республике не превышает пары десятков тысяч рублей…
 
Вот так - интересы местных олигархов, теневого бизнеса уничтожают законный бизнес, государственные предприятия, международные экономические связи и веру в закон.
 
Это и называется деградацией законной власти…

Источник: Информ-24: Парламентские новости, 05.04.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики