Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закупать среднеазиатский газ просто как газ для Газпрома экономического смысла нет

Закупать среднеазиатский газ просто как газ для Газпрома экономического смысла нет

Газпром заключил контракт на покупку ежегодно 4 млрд кубометров газа в Узбекистане в течение пяти лет, говорится в сообщении российского газового холдинга. Начало поставок запланировано на 2018 год, пишет ТАСС.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Похоже повторяется история с туркменским газом – мы в свое время подписывали соглашение, по которому его закупали в довольно больших объемах еще с 19990 годов после развала Советского Союза. Сейчас же нам не нужен никакой импортный газ – ни туркменский, ни узбекский. Наоборот у Газпрома сейчас проблема – кому бы свой продать. И это как раз причина покупки среднеазиатского газа, поскольку таким образом предполагалось «сковать» его распространение нашим потенциальным покупателям. Как раз с этой целью Газпром выкупал газ у Туркменистана, чтобы тот не мог его продать, например, в Китай. Из законтарктованного объема, разумеется, сколько-то приходилось выкупать, чтобы туркмены не подавали в суд на Газпром. Потом взорвался газопровод, по которому туркменский газ поставлялся в Россию, его какое-то время не чинили, потом договорились о прерывании этого контракта. Правда, стратегия сковывания туркменского газа, на которую так рассчитывал Газпром, не сработала. Туркмения все равно подписала контракты с Китаем, и сейчас она крупнейший поставщик газа для китайцев.

Что касается узбекского газа и его покупки Россией, то это можно рассматривать с одной стороны как инструмент для поддержания Узбекистана в сфере влияния нашей страны. А с другой стороны это продолжение политики «сковывания», чтобы не дать Узбекистану продавать свой газ Китаю. Потому что китайцы технологию сближения на туркменах уже отработали – надавали им кредитов для разработки месторождений, постройки трубопроводов, а отдавать долг предполагается в виде газа. Однако в отношениях с хитрым Китаем расчет Туркменистана на заполнение всех четырех веток не оправдался. Да и использовать базу разработанных месторождений для поставки газа по трубопроводу ТАПИ проблематично. Дело в том, что Китай отказал в помощи при строительстве четвертой ветки, а третью из построенных предполагается наполнять газом из Узбекистана и Казахстана. Самому же Туркменистану строительство четвертой ветки не осилить, и гарантировать безопасность транзиты через Афганистан тоже особо некому. Поэтому в проект ТАПИ ввязываться никто не хочет и проект топчется на месте.

Думаю, что Газпром преследует в отношениях с Узбекистаном и Казахстаном ту же цель – законтрактовать их газ по максимуму, чтобы у них не было возможности поставлять свой газ в Китай. У Газпрома свои интересы в прокладывании западного газопровода в Китай (или расширение восточного маршрута туда же), в свете этого сближение среднеазиатских республик по вопросу газа – не в его интересах. Ему не нужны конкуренты в российско-китайских газовых отношениях. Газпром идет на то, чтобы тратить деньги и скупать казахский и узбекский газ для того, чтобы упрочить свои позиции в переговорах с Китаем. По сути этот газ Газпрому без надобности – проблемы добычи у него нет, а вот со сбытом они будут.

Закупать среднеазиатский газ просто как газ для Газпрома экономического смысла нет. Он нужен только как инструмент влияния в переговорах с Пекином.  

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 05.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики