Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закупать среднеазиатский газ просто как газ для Газпрома экономического смысла нет

Закупать среднеазиатский газ просто как газ для Газпрома экономического смысла нет

Газпром заключил контракт на покупку ежегодно 4 млрд кубометров газа в Узбекистане в течение пяти лет, говорится в сообщении российского газового холдинга. Начало поставок запланировано на 2018 год, пишет ТАСС.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Похоже повторяется история с туркменским газом – мы в свое время подписывали соглашение, по которому его закупали в довольно больших объемах еще с 19990 годов после развала Советского Союза. Сейчас же нам не нужен никакой импортный газ – ни туркменский, ни узбекский. Наоборот у Газпрома сейчас проблема – кому бы свой продать. И это как раз причина покупки среднеазиатского газа, поскольку таким образом предполагалось «сковать» его распространение нашим потенциальным покупателям. Как раз с этой целью Газпром выкупал газ у Туркменистана, чтобы тот не мог его продать, например, в Китай. Из законтарктованного объема, разумеется, сколько-то приходилось выкупать, чтобы туркмены не подавали в суд на Газпром. Потом взорвался газопровод, по которому туркменский газ поставлялся в Россию, его какое-то время не чинили, потом договорились о прерывании этого контракта. Правда, стратегия сковывания туркменского газа, на которую так рассчитывал Газпром, не сработала. Туркмения все равно подписала контракты с Китаем, и сейчас она крупнейший поставщик газа для китайцев.

Что касается узбекского газа и его покупки Россией, то это можно рассматривать с одной стороны как инструмент для поддержания Узбекистана в сфере влияния нашей страны. А с другой стороны это продолжение политики «сковывания», чтобы не дать Узбекистану продавать свой газ Китаю. Потому что китайцы технологию сближения на туркменах уже отработали – надавали им кредитов для разработки месторождений, постройки трубопроводов, а отдавать долг предполагается в виде газа. Однако в отношениях с хитрым Китаем расчет Туркменистана на заполнение всех четырех веток не оправдался. Да и использовать базу разработанных месторождений для поставки газа по трубопроводу ТАПИ проблематично. Дело в том, что Китай отказал в помощи при строительстве четвертой ветки, а третью из построенных предполагается наполнять газом из Узбекистана и Казахстана. Самому же Туркменистану строительство четвертой ветки не осилить, и гарантировать безопасность транзиты через Афганистан тоже особо некому. Поэтому в проект ТАПИ ввязываться никто не хочет и проект топчется на месте.

Думаю, что Газпром преследует в отношениях с Узбекистаном и Казахстаном ту же цель – законтрактовать их газ по максимуму, чтобы у них не было возможности поставлять свой газ в Китай. У Газпрома свои интересы в прокладывании западного газопровода в Китай (или расширение восточного маршрута туда же), в свете этого сближение среднеазиатских республик по вопросу газа – не в его интересах. Ему не нужны конкуренты в российско-китайских газовых отношениях. Газпром идет на то, чтобы тратить деньги и скупать казахский и узбекский газ для того, чтобы упрочить свои позиции в переговорах с Китаем. По сути этот газ Газпрому без надобности – проблемы добычи у него нет, а вот со сбытом они будут.

Закупать среднеазиатский газ просто как газ для Газпрома экономического смысла нет. Он нужен только как инструмент влияния в переговорах с Пекином.  

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 05.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики