Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евразийская интеграция

Евразийская интеграция

Долгосрочный компромисс между двумя странами найден и «на сегодняшний день спорных вопросов не осталось», заявил Владимир Путин 3 апреля по итогам встречи в Санкт-Петербурге с Александром Лукашенко. Минск возвращает долги за газ, а взамен получает на него скидку со следующего года. Вдобавок будут увеличены поставки беспошлинной нефти на белорусские НПЗ.

На первый взгляд, вопрос исчерпан, но последующие комментарии официальных лиц говорят о том, что детали договоренностей стороны трактуют по-разному.

Российская версия

Фактически на встрече в Санкт-Петербурге президенты пришли к общему соглашению, детали которого будут еще прорабатываться. «Базовые договоренности на три года вперед достигнуты, нам предстоит еще очень сложная работа по формированию общих рынков электроэнергии, газа, других видов продукции», – отметил российский вице-премьер Аркадий Дворкович, выступая на коллегии Минэнерго РФ.

На вопрос о подробностях достигнутого с Минском компромисса пресс-секретарь В. Путина Дмитрий Песков ответил, что «часть договоренностей является коммерческой информацией и разглашению не подлежит», но кое-какие комментарии российские официальные лица все же дали. Сразу после встречи президентов А. Дворкович заявил, что белорусская сторона согласилась оплатить долг за поставленный российский газ в размере $726 млн., который ранее не признавала, после чего поставки российской беспошлинной нефти на белорусские НПЗ в объеме 24 млн. тонн будут восстановлены. Со следующего года Минску предоставят скидку на газ путем ввода в формулу цены понижающего коэффициента.

Позже, 5 апреля, А. Дворкович уточнил, что поставки нефти в Беларусь возобновятся только после погашения долга за газ, и «только в этом случае».

7 апреля глава российского Минэнерго Александр Новак подтвердил ранее озвученную в эфире белорусского телевидения информацию о том, что с Минска сняты обязательства поставлять в РФ 1 млн. тонн нефтепродуктов.

Белорусская версия

Белорусская сторона комментирует петербургские договоренности значительно охотнее. Итоги переговоров Александр Лукашенко считает удачными. «Я не скажу, что нам удалось добиться тех результатов и прийти к той цели, которую мы для себя обозначили. Это был некий компромисс. Но для нас очень выгодный», – подчеркнул глава Белоруссии.

Он признал, что до конца 2017 года Минск будет платить за газ согласно действующему контракту, $130 за тыс. кубометров. Вопрос накопившегося долга белорусский президент не затрагивал, но сообщил о рефинансировании межгосударственных российских кредитов, которые Минск должен был погасить в этом году. Сумму долга, который подлежит реструктуризации, – $750-800 млн., позже уточнил первый заместитель премьер-министра РБ Василий Матюшевский. Кроме того, российская сторона будет способствовать перечислению двух кредитных траншей Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в белорусскую казну. «Третий и четвертый транш – каждый по $300 млн. Итого $600 млн. поступит в Беларусь на очень выгодных условиях: низкие ставки, хорошие сроки», – отметил вице-премьер Владимир Семашко.

«Компенсировать» потери от нефтегазового спора Минск, по словам А. Лукашенко, будет за счет реэкспорта российской нефти. Согласно договоренностям, «до 2019 года включительно из 24 млн. тонн 18 млн. тонн будет направляться на НПЗ на переработку», а остальные 6 млн. тонн – «перетаможиваться», – пояснил В. Семашко. «Важно, что пошлины от этой перетаможки будут поступать в бюджет Республики Беларусь», – отметил вице-премьер. Это выгодно для Минска, поскольку белорусские НПЗ на сегодняшний день не в состоянии качественно переработать более 18 млн. тонн, а потому при повышенной загрузке выпускали много мазута. К 2019 году республика планирует закончить модернизацию своих заводов и перерабатывать все 24 млн. тонн беспошлинной российской нефти.

Прибыль от «перетаможки» 6 млн. тонн нефти, по словам А. Лукашенко, исчисляется $500 млн. ежегодно, а упразднение обязательства по поставкам нефтепродуктов на российский рынок, которое Минск последние полтора года игнорировал, ссылаясь на его «невыгодность», белорусский президент оценил в $150 млн. «В итоге получается $650 млн. – это как раз наши потери от того, что они нам недопоставили в конце прошлого года и в этом году нефти», – подсчитал А. Лукашенко.

Если отбросить не существующие $150 млн. и добавить выгоду от возобновления поставок беспошлинной российской нефти на белорусские НПЗ, а также будущую скидку на газ, общий эффект от петербургских договоренностей для Минска на период до 2019 года включительно превысит $2 млрд.

Но, к сожалению, такой широкий жест Москвы никак не изменил риторику белорусского президента. 6 апреля в своем очередном интервью А. Лукашенко в очередной раз пожаловался на российских чиновников, которые «гнобят белорусов» и пообещал на это «адекватно отвечать». Ответственность за реэкспорт санкционных продуктов с территории республики он возложил на «российских бандитов» и снова упрекнул Москву в неправильном подходе к промышленной кооперации.

По информации пресс-службы белорусского президента, под вопросом оказался его визит на очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета, которое состоится 14 апреля в Бишкеке. А кроме того, по мнению А. Лукашенко, именно Москва не готова к построению реального Союзного государства России и Беларуси. Если напомнить белорусской стороне хотя бы о возобновлении поставок беспошлинной российской нефти, наверняка в ответ в очередной раз последует формула, что отношения наших стран не сводятся к «бухгалтерии» (именно так глава Белоруссии отреагировал на слова российского премьера Дмитрия Медведева, сказанные 7 марта в Бишкеке на заседании глав правительств стран ЕАЭС, о льготных ценах на газ для Минска). Да, не сводятся, но никакие самые братские отношения невозможны без учета таких категорий, как цены, тарифы, условия предоставления кредитов и прочей «бухгалтерии».

Много неясного

В договоренностях Москвы и Минска остается много неясного. Это и процедура «рефинансирования» межгосударственного белорусского кредита, и механизм выплаты газового долга. По неподтвержденной информации, деньги за потребленный газ должны быть перечислены одним траншем в российских рублях по курсу ЦБ на день платежа. Пойдет ли на такие условия Минск – вопрос открытый. Ситуация осложняется тем, что к возврату $726 млн. за поставленный газ, по словам А. Дворковича, привязано наращивание поставок нефти на белорусские НПЗ, тогда как белорусская сторона говорит об обязательствах Москвы возобновить поставки с 13 апреля, не упоминая ничего о своем долге.

Еще более запутана ситуация со скидкой, точнее с ее размером. «Что касается скидки, о которой говорил Дворкович, то формула цены называлась еще в середине прошлого года: цена в Смоленской области РФ плюс 20%. На деле это $100–110 за 1 тыс. кубометров», – считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. И снова встает вопрос, согласится ли Минск на такие условия?

Сейчас между сторонами идут сложные переговоры, и не факт, что они увенчаются успехом. Впрочем, для изменения существующего контракта нужно внести правки в межправительственные соглашения, которые должны пройти долгие процедуры ратификации, потому до следующего года Белоруссия все равно должна платить за газ по цене контракта.

В целом достигнутые договоренности действительно очень выгодны Минску. «Это было ожидаемо, что наша страна в очередной раз пойдет на уступки. Белоруссия искусна в переговорах с Россией. У Белоруссии очень выгодная политическая позиция, так как нам каждый партнер дорог. Сразу вспоминается песня: “Мы за ценой не постоим”. Нас поджимали также сроки создания союзного экономического пространства», – резюмирует аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров и подчеркивает, что для масштабов российской экономики уступки Минску не столь существенны.

Глобальным итогом петербургских переговоров, конечно, стала новость об ускоренном формировании единого газового, нефтяного и энергетического рынков между Россией и Белоруссией и последующим переносом модели на весь ЕАЭС. Проблемы могут возникнуть на этапе практической реализации этой идеи, поскольку нужно будет выбирать между «независимостью», которая, по словам А. Лукашенко, «очень рентабельна», и «интеграцией», благодаря которой бюджет РБ пополняется все новыми миллиардами долларов.

Для начала стороны договорились формировать цену на газ в российских рублях. Но рассчитывать, что в этом случае цены на энергоносители для Минска резко снизятся, не стоит. Становление единого энергетического рынка ЕАЭС неизбежно повлечет за собой изменения в самой РФ, основным смыслом которых будет сближение внутренних и экспортных цен на углеводороды. Ключевым шагом на этом пути станет реализация т.н. «налогового маневра», а «в этом случае рост цен получат и Лукашенко, и российские потребители», – предупреждает К. Симонов

Источник: Ритм Евразии, 12.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики