Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мировая в пользу Лукашенко

Мировая в пользу Лукашенко

Россия и Белоруссия подписали мирное нефтегазовое соглашение

На нефтегазовом фронте между Россией и Белоруссией перемирие. Временное. Минск снова будет получать нефть на переработку в полном объеме и кредиты на оплату поставок газа. А каких уступок добилась Москва, станет известно позднее. Но, скорее всего, они будут из сферы политики, а не экономики, уверены эксперты.

Правительство одобрило пакет документов по нефтегазовым спорам с Белоруссией. «Сегодня мы пришли к решениям, которые удовлетворяют обе стороны. И важно, что они в целом понятны и прозрачны», — сообщил в четверг премьер Дмитрий Медведев.

Сложная ситуация во взаимоотношениях двух стран возникла не по вине России, отметил российский премьер.

«К сожалению для нас, в какой-то момент наши партнеры просто перестали платить в полном объеме по контракту, образовалась значительная задолженность», — сказал премьер. 

В итоге кабмин утвердил три протокола. Первый — определяет объемы поставок российской сырой нефти с 2017 по 2024 годы в размере 24 млн тонн ежегодно трубопроводным транспортом.

Второй протокол, по словам Медведева, устанавливает порядок определения цены на газ для Белоруссии в период до 31 декабря 2019 года.

Этот протокол «предусматривает разработку в срок до 1 января 2018 года предложения по программе формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза к 2025 году».

Утром протокол, вечером - деньги

Третий протокол содержит правила доступа к системе транспортировки газа. «Вместо ранее применяемых норм будут применяться нормы Евразийского экономического союза. Протокол затронет в том числе и вопросы ценообразования и тарифной политики. Этот пакет документов позволит минимизировать риски возникновения ценовых споров или двойственного, разного толкования правил в будущем», — сообщил Медведев, добавив, что дополнительные заверения и гарантии по этой проблеме были получены от правительства Белоруссии еще вчера.

Тем не менее, возобновление поставок в полном объеме возможно только после отмашки из «Газпрома». «Ожидаем возврата долга «Газпрому», после этого приступим к реализации рассматриваемых сегодня соглашений», — подчеркнул премьер.

Во второй половине дня «Газпром» подтвердил оплату долга: «Белорусская сторона в полном объеме, в сумме $726,2 млн, погасила просроченную дебиторскую задолженность перед «Газпромом» за поставки российского газа в 2016 - 2017 годах».

Оперативность, с которой Минск погасил задолженность перед «Газпромом» объясняется просто. Накануне было объявлено, что правительство России выделит Белоруссии межгосударственный кредит в $1 млрд и еще $600 млн двумя траншами Минск получит из Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). 

Таким образом долг Белоруссии перед Россией составит, по экспертным оценкам, $7 млрд. Российский Минфин объем задолженности белорусов не комментирует.

Эмират Белоруссия 

Нефтегазовый конфликт двух стран длится второй год. В его основе — отказ белорусского президента Александра Лукашенко подписывать таможенный кодекс Евразийского союза, ранее ратифицированный остальными членами Евразийского союза: Россией, Казахстаном, Арменией и Киргизией.

Основная претензия со стороны Белоруссии – в кодексе слишком много изъятий и исключений, не способствующих углублению интеграции и подрывающих самые основы белорусской экономики.

«Давайте уберем всякие ограничения. Но если готовы сегодня только подписывать договор, а ограничения убрать через 10–15 лет, то вот тогда и подпишем», — грозил Лукашенко еще в 2013 году, выступая с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию.

Речь идет о договоренности между Москвой и Минском, согласно которой Белоруссия импортирует российскую нефть беспошлинно, однако возвращает в российский бюджет пошлину, получаемую от экспорта за пределы страны нефтепродуктов, полученных из этой нефти.

По словам Лукашенко, если бы пошлины оставались в белорусском бюджете, он «построил бы в стране Эмираты».

Россия готова нести издержки

Но по расчетам российского Минфина, если Москва уступит требованиям Лукашенко и откажется от возврата пошлин, то бюджет будет терять ежегодно примерно $30 млрд.

Прекратить изъятие экспортных пошлин на нефтепродукты из белорусского бюджета рекомендовал межгосударственный суд СНГ еще в 2010 году. Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра, заявил, что Москва «прислушается к рекомендациям», но подчеркнул, что это именно рекомендация.

Летом 2013 года Дмитрий Медведев подтвердил, что Россия «готова нести издержки». Минск воспринял его слова однозначно — к 2015 году Россия прекратит изымать экспортную пошлину.

3 апреля этого года в Санкт-Петербурге состоялись переговоры между президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. Было заявлено, что между странами не осталось нерешенных вопросов. Путин отвел 10 дней на урегулирование проблемы. Этот срок истекает 13 апреля.

О деталях о принятых в четверг протоколах не сообщается ни российской ни белорусской стороной. Но накануне белорусский вице-премьер Владимир Семашко в эфире телеканала «Беларусь 1» приоткрыл тайну: Россия обязуется поставлять ежегодно по 24 млн т нефти до 2024 года (осенью 2016 года отказа Белоруссии оплатить долг за газ поставки российской нефти были сокращены на четверть).

До 2019 года включительно из этих 24 млн тонн 18 млн будут поставляться на переработку белорусским НПЗ, а 6 млн т — «перетаможиваться», уточнил Семашко. При этом ввозные пошлины от «перетаможки» будут зачисляться в бюджет Белоруссии.

Кроме того, с Белоруссии будет снято обязательство поставлять в Россию 1 млн т нефтепродуктов в год , что позволит сэкономить $150 млн в год. Общий экономический эффект от новых нефтегазовых договоренностей оценивается для экономики Белоруссии в $2,1 млрд, подсчитал Семашко.

Российский вице-премьер Дворкович также сообщал ранее, что «Газпром» будет предоставлять Белоруссии скидку в виде понижающего коэффициента к формуле цены на газ. Размер скидки он не назвал. Эксперты называли дисконт в $10-15.

В четверг Дворкович заявил, что цена на российский газ для Белоруссии составит менее $130 за тысячу кубометров.

Танцы на европейских граблях

Если Россия будет создавать «общий рынок газа», то механизм, принятый в четверг, не будет способствовать подлинной интеграции стран-членов ЕАЭС, считает замгенерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Общий рынок газа, или, неважно, помидоров, – это когда рынок назван общим, но на деле внутри каждой страны сохраняются национальные правила регулирования рынка. В случае с газом это будет означать, что перемещение товара через границу будет максимально упрощено и либерализовано, от чего, естественно, будет терять Россия как поставщик товара, а вот преимуществ единого рынка - возможность продавать газ конечным потребителям и получать дополнительную маржу - поставщик не получит», — говорит эксперт.

По мнению Гривача, на пространстве Евразийского союза необходимо создавать не общий, а единый рынок газа — с единым законодательством, правами и обязательствами. Переходный период до 2025 года вполне достаточен.

«Европейский союз уже 20 лет создает единый энергорынок и тоже значительную часть этого времени растратил на мероприятия, которые имитировали формирование единого рынка, но на деле не обеспечивали его функционирование», — отмечает эксперт.

Он скептичен и относительно возможности создания единого рынка газа в Евразии в 2025 году. «Скорее всего, это не удастся. Тем более, если в его основу будет положен план создания квазиинтеграционного «общего рынка». Это будет лишь повторением танца на европейских граблях без реального движения вперед. И если ЕАЭС — это всерьез и надолго, то ценное время будет потрачено впустую», — говорит Гривач.

На этом этапе в варианте «общего рынка» интересы России, на первый взгляд, не просматриваются, отмечают эксперты. Но сказать, что Россия проиграла нефтегазовую войну Белоруссии или Казахстану, было бы неточно. Лукашенко в конце концов подписал таможенный кодекс Евразийского союза.

Российский маневр, возможно, заключался именно в этом. К тому же Россия выиграла время, обозначив 10-летний переходный период к переходу на новые правила функционирования газового рынка.

Россия, торгуясь с партнерами или заклятыми друзьями, не всегда меняет экономические аргументы не экономические.

Тем более, когда речь идет о Евразийском союзе, проекте преимущественно политическом.

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политтехнологий, говорит, что «в подобных торгах, как с Белоруссией, экономика меняется на политику». По его мнению, возможно, вскоре «мы услышим о том, что под белорусским Бобруйском будет размещена российская военная авиабаза, хотя раньше Минск возражал против усиления российского присутствия на территории Белоруссии». 

Автор: Рустем Фаляхов

Источник: Газета.Ru, 13.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики