Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поладили: Минску и «Газпрому» — деньги, Москве — интеграцию

Поладили: Минску и «Газпрому» — деньги, Москве — интеграцию

Москва и Минск окончательно урегулировали нефтегазовый спор, который длился почти год. Вчера Белоруссия погасила $ 726 млн. долга за газ перед «Газпромом», а в российской столице вице-премьеры двух стран подписали новый пакет документов. Они закрепляют договоренности Владимира Путина и Александра Лукашенко. Если коротко: Минск продолжит платить по действующему контракту $ 130 за тысячу кубометров в 2017 году, а Москва увеличит поставки нефти в Белоруссию до 24 млн. тонн — на 6 млн. тонн больше, например, чем в прошлом году. Вице-премьер России Аркадий Дворкович заявил, что 18 млн. тонн пойдет на переработку и еще 6 млн. тонн — на транзит. При этом он добавил, что никакого реэкспорта нефти для своеобразной компенсации нынешних цен на газ, о чем ранее говорил Александр Лукашенко, не будет.

Таким образом, все вернулось на круги своя или все-таки кто-то выиграл в российско-белорусском споре? Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что экономические плюсы от договоренностей получат Белоруссия и «Газпром». При этом российский бюджет проиграет. В чем Россия выиграет, так это политически.

«Минск продолжит в этом году платить по действующему контракту. Но уже в 2018—2019 годах будет получать газ по внутрироссийским ценам (формула цены будет привязана к цене газа в Ямало-Ненецком автономном округе — прим. ред.). Реэкспорта нефти, как заявлял Александр Лукашенко, действительно не будет. Однако своеобразную компенсацию Белоруссия все-таки получит. Речь идет о 6 млн. тонн нефти, которые пройдут транзитом в Европу, и экспортную пошлину за эти объемы от российских компаний до 2024 года будет получат Минск — $ 546 млн. в год. А российский бюджет их не досчитается», — говорит Игорь Юшков. Выгода «Газпрома», по мнению эксперта, состоит в том, что он получил долги за газ и не изменил контрактную цену, не дав повода Украине для аргументов в Стокгольмском арбитражном суде. 

«Если мы говорим о выплате долга за газ „Газпрому“, то сейчас Белоруссия может получить отсрочку по выплате текущих внешних долгов перед Россией, которые составляют примерно туже сумму — $ 750−800 млн. И Россия получила бы их в любом случае», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. Кроме того, по его словам, Минск обратился за новым кредитом в $ 1 млрд. из Евразийского фонда стабилизации и развития. «И эта нагрузка также во многом ляжет на российский бюджет», — считает Игорь Юшков.

Снятие с Белоруссии обязательств по продаже определенного объема нефтепродуктов России эксперт не считает победой Минска, так как в России сейчас существует их профицит. В прошлом году российские компании сами поставили в Белоруссию 1,68 млн. тонн нефтепродуктов. «Но так как формально в прошлом году Минск обязан был продать 1 млн. тонн в Россию, а поставил лишь 268 тыс. тонн, то это стало аргументом в споре», — говорит Игорь Юшков.

В белорусских СМИ заявили, что перенаправление нефтепродуктов принесет стране дополнительные $ 150 млн. Cейчас самым выгодным рынком нефтепродуктов для Белоруссии является даже не Европа, а Украина. «Разница между ценой продажи в Россию и Украину составляет более 30 долларов за тонну», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. И только в прошлом году Минск нарастил продажи бензина и дизельного топлива на Украину почти в полтора раза — до 4,3 млн. тонн.

Москва, пойдя на уступки Минску, получит политические выгоды, считает эксперт. «Продолжатся интеграционные процессы. Заметьте, Александр Лукашенко три месяца тянул с подписанием Таможенного кодекса ЕврАзЭС, от которого выиграет именно Белоруссия. А сразу после урегулирования спора подписал», — замечает Игорь Юшков. Эксперт предполагает, что после протестов в Минске президент Белоруссии сумел убедить Владимира Путина в том, что социальная ситуация в стране становится напряженной и, чтобы не было повторения украинского «майдана», Россия должна пойти на встречу.

Источник: EADaily, 14.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики