Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поладили: Минску и «Газпрому» — деньги, Москве — интеграцию

Поладили: Минску и «Газпрому» — деньги, Москве — интеграцию

Москва и Минск окончательно урегулировали нефтегазовый спор, который длился почти год. Вчера Белоруссия погасила $ 726 млн. долга за газ перед «Газпромом», а в российской столице вице-премьеры двух стран подписали новый пакет документов. Они закрепляют договоренности Владимира Путина и Александра Лукашенко. Если коротко: Минск продолжит платить по действующему контракту $ 130 за тысячу кубометров в 2017 году, а Москва увеличит поставки нефти в Белоруссию до 24 млн. тонн — на 6 млн. тонн больше, например, чем в прошлом году. Вице-премьер России Аркадий Дворкович заявил, что 18 млн. тонн пойдет на переработку и еще 6 млн. тонн — на транзит. При этом он добавил, что никакого реэкспорта нефти для своеобразной компенсации нынешних цен на газ, о чем ранее говорил Александр Лукашенко, не будет.

Таким образом, все вернулось на круги своя или все-таки кто-то выиграл в российско-белорусском споре? Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что экономические плюсы от договоренностей получат Белоруссия и «Газпром». При этом российский бюджет проиграет. В чем Россия выиграет, так это политически.

«Минск продолжит в этом году платить по действующему контракту. Но уже в 2018—2019 годах будет получать газ по внутрироссийским ценам (формула цены будет привязана к цене газа в Ямало-Ненецком автономном округе — прим. ред.). Реэкспорта нефти, как заявлял Александр Лукашенко, действительно не будет. Однако своеобразную компенсацию Белоруссия все-таки получит. Речь идет о 6 млн. тонн нефти, которые пройдут транзитом в Европу, и экспортную пошлину за эти объемы от российских компаний до 2024 года будет получат Минск — $ 546 млн. в год. А российский бюджет их не досчитается», — говорит Игорь Юшков. Выгода «Газпрома», по мнению эксперта, состоит в том, что он получил долги за газ и не изменил контрактную цену, не дав повода Украине для аргументов в Стокгольмском арбитражном суде. 

«Если мы говорим о выплате долга за газ „Газпрому“, то сейчас Белоруссия может получить отсрочку по выплате текущих внешних долгов перед Россией, которые составляют примерно туже сумму — $ 750−800 млн. И Россия получила бы их в любом случае», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. Кроме того, по его словам, Минск обратился за новым кредитом в $ 1 млрд. из Евразийского фонда стабилизации и развития. «И эта нагрузка также во многом ляжет на российский бюджет», — считает Игорь Юшков.

Снятие с Белоруссии обязательств по продаже определенного объема нефтепродуктов России эксперт не считает победой Минска, так как в России сейчас существует их профицит. В прошлом году российские компании сами поставили в Белоруссию 1,68 млн. тонн нефтепродуктов. «Но так как формально в прошлом году Минск обязан был продать 1 млн. тонн в Россию, а поставил лишь 268 тыс. тонн, то это стало аргументом в споре», — говорит Игорь Юшков.

В белорусских СМИ заявили, что перенаправление нефтепродуктов принесет стране дополнительные $ 150 млн. Cейчас самым выгодным рынком нефтепродуктов для Белоруссии является даже не Европа, а Украина. «Разница между ценой продажи в Россию и Украину составляет более 30 долларов за тонну», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. И только в прошлом году Минск нарастил продажи бензина и дизельного топлива на Украину почти в полтора раза — до 4,3 млн. тонн.

Москва, пойдя на уступки Минску, получит политические выгоды, считает эксперт. «Продолжатся интеграционные процессы. Заметьте, Александр Лукашенко три месяца тянул с подписанием Таможенного кодекса ЕврАзЭС, от которого выиграет именно Белоруссия. А сразу после урегулирования спора подписал», — замечает Игорь Юшков. Эксперт предполагает, что после протестов в Минске президент Белоруссии сумел убедить Владимира Путина в том, что социальная ситуация в стране становится напряженной и, чтобы не было повторения украинского «майдана», Россия должна пойти на встречу.

Источник: EADaily, 14.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики