Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ОПЕК: Россия будет строить новые трубы, чтобы «накормить» Китай нефтью

ОПЕК: Россия будет строить новые трубы, чтобы «накормить» Китай нефтью

Всю новейшую историю российский нефтеэкспорт был преимущественно ориентирован на Запад: в страны Европы идёт три трубопровода, в то время как в Азию, где главным адресатом является Китай, всего один. В Поднебесную, к слову, идёт всего 25% российского чёрного золота. Впрочем, большие перемены не за горами. Как считают эксперты ОПЕК, после 2020 года КНР будет получать примерно половину всей российской нефти. А Москва, в свою очередь, вынуждена будет поддерживать этот рост строительством новых нефтепроводов.

Несмотря на замедление "китайской экономической машины" в начале прошлого года, нефтяные аналитики из ОПЕК констатируют: низкие нефтяные цены существенно подстегнули спрос на чёрное золото в Поднебесной. 

Как считают в картеле, со свежим докладом которого удалось ознакомиться Лайфу, именно Россия, территориально ближе всех экспортёров находящаяся к восточному гиганту, извлечёт из этого роста наибольшую прибыль.

— Россия имеет обширную границу с Китаем, одним из крупнейших в мире регионов потребления нефти. Сейчас центр спроса в Евразии стремительно смещается на восток. В Европе потребность в чёрном золоте снижается, а в Азии — растёт, — пишут эксперты ОПЕК.

Последний заключённый с Китаем нефтяной контракт истекает у России после 2023 года. Его, напомним, обслуживает "Роснефть". В январе Россия впервые стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай, обойдя по этому показателю Саудовскую Аравию. По данным таможенной службы КНР, в прошлом году поставки топлива из России выросли на четверть и составили 52,2 млн тонн. 

Сейчас восточные поставки, несмотря на их выгодность, едва ли занимают значительную долю в нефтяном экспорте России. По данным Минэнерго РФ, если в Европу в прошлом году уходило 203 млн т, то в Китай — только 51 млн т. Сырьё поставляется по трём маршрутам: по трубе Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО) до китайского Мохэ (15 млн т), через морской порт Козьмино (30 млн т) и транзитом через Казахстан (7 млн т). Но поставки постоянно будут расти, и к 2040 году, считают в картеле, доля китайской нефти в российском экспортном портфеле вполне может сравняться с европейской. Поставки в ЕС, что логично, будут снижаться в силу падения спроса. 

— Так как Китай является одним из самых быстрорастущих энергетических рынков в Азии, мы полагаем, что общие мощности прокачки будут увеличены до 99,5 млн т к 2030 году и до 120 млн т к 2040 году, потребовав строительства новых трубопроводов, — считают в ОПЕК. — Нынешней мощности трубы ВСТО, а также порта, через которые поступает нефть в Китай, будет недостаточно для увеличения экспорта после 2030 года. 

По нынешним планам "Транснефти", ответственной за трубопроводный экспорт всей российской нефти, к 2020 году мощность двух из трёх основных маршрутов поставок заметно увеличится: трубы до Мохэ с 15 до 30 млн т, а порта — с 30 до примерно 36 млн т. Это прибавит ещё около 21 млн т мощностей по прокачке нефти к уже существующим 52 млн т, увеличив суммарную возможность прокачки до 73 млн т нефти. Планов после 2020 года монополия пока не строила.

Впрочем, встаёт вопрос, найдут ли российские нефтяники такие объёмы, замечает нефтяной аналитик Barclays Майкл Коэн. Последний контракт с Китаем у российской "Роснефти", крупнейшей из поставщиков, истекает в 2023 году. Рассчитывают ли в правительстве и компании на продление договора и расширение труб, их представители Лайфу не сказали.

 С учётом падающих объёмов добычи на старых месторождениях не исключено, что часть нефти ей придётся закупать, — считает Коэн. — Если объёмы добычи нефти на Сахалине останутся прежними, России придётся и дальше расширять пропускную способность своих сухопутных маршрутов, в частности на непосредственной границе с Китаем. Вероятно, это потребует новых трубопроводов, — соглашается он с ОПЕК. 

Можно обойтись и без закупок у сторонних производителей.

— Для компаний сейчас гораздо выгодней отправлять нефть из Западной Сибири на восток: по качеству она выходит лучше, так как не смешивается при экспорте с поволжской нефтью, — поясняет эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Уже видно, что нефтекомпании активно перекидывают поставки с западных направлений на восточные, где российская ценится лучше. Такими темпами порог в 100 млн тонн мы сможем пройти намного раньше 2030-го.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 14.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики