Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за март 2017 г.

Топ-лист событий за март 2017 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за март 2017 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Предложение Газпрома Европейской комиссии по урегулированию антимонопольного расследования

    Это довольно важное событие в контексте вообще отношений Газпрома и Европейского союза. Не секрет, что многие в Европе считают Газпром чуть ли не энергетическим оружием Кремля и уверены, что нужно сокращать его долю на рынке. Но в реальности предложения газа по комфортным ценам в нужном объеме альтернативные поставщики пока сделать не могут. Газпром в принципе готов играть по европейским правилам, что и отражают предложения, которые были сделаны Брюсселю. По многим пунктам Газпром готов пойти на компромисс. Но сам факт того, что антимонопольное дело может не попасть в суд, означает не только то, что Газпром не будет, естественно, платить оборотный штраф. Самое важное здесь другое. Самое важное заключается в том, что тем самым Европейская комиссия признает, что антимонопольное дело было заведено без должной аргументации. Ведь на самом деле, Европейская комиссия готовилась к этому много лет, проводились обыски во всех компаниях-партнерах Газпрома в Европе. То есть там могли собрать любую доказательную базу, если бы было что доказывать. Но эта база не собрана, и в результате позиция Европейского союза выглядит противоречиво, что и позволяет Газпрому отстаивать свои коммерческие позиции, уверяя, что поставки газа в Европу - это прежде всего бизнес, а не какое-то политическое манипулирование.

  2. Газпром выкупил мощность по доставке газа из Германии в станы Восточной Европы

    Это потенциальные отводы от газопровода «Северный поток-2». Новость эту мало кто заметил в России, но на самом деле событие крайне значимо. Это означает, что Газпром продолжает думать о реализации проекта «Северный поток-2» и переводит дело в практическое русло. Основные проблемы проекта будут, конечно же, на суше. И теперь Газпром показывает, что он вполне может вписываться в европейские правила. Газпром говорит: «Окей, у вас есть процедура выставления мощностей на аукционы? Мы этой процедуре и следуем». Мы выкупаем мощность, которая еще и не существует, кстати, ее еще нет, нужно построить. Но мощность эту будут строить как раз под заключенные контракты. Будет строить ее не Газпром, а европейские компании, что полностью вписывается в Третий энергопакет, который отделяет производителя газа от транспортировки. Значит, мы купили мощность – пожалуйста, стройте. Пусть независимые компании это делают. То есть в этом плане Газпром играет по европейским правилам и вовсе не намерен уже убеждать европейцев, что эти правила неверные. Раньше он так делал. Газпром спорил с Третьим энергопакетом, считал, что его дискриминируют на рынке. Теперь он принял как факт, что бороться с этими правилами бессмысленно, и правильно делает.

  3. Постановление Европейского суда в Люксембурге о признании санкций, введенных против «Роснефти», обоснованными

    С одной стороны, в этом нет никакой сенсации. Но, с точки зрения политического контекста, это показывает, что наши отношения с Западом за последние три года расстроены настолько, что ожидать их быстрой нормализации не приходится. Да, мы видим какое-то политическое движение навстречу друг другу, но очевидно совершенно, что если мы три года эти отношения расстраивали, то настроить их за три месяца точно не выйдет. Это путь довольно долгий. Надо понимать, что санкции быстро не будут сняты и ожидания чуда от Трампа не совсем обоснованы. Надо готовиться к кропотливой работе по демонтажу баррикад, но, по крайней мере, определенное политическое сближение, которое мы наблюдаем в 2017 году, уже фактор позитивный.

  4. Окончание отопительного сезона на Украине и прекращение отбора газа из подземных хранилищ

    То, что отопительный сезон завершился, момент положительный. Украина преодолела этот сезон без серьезного кризиса, и мы к этому относимся спокойно. Многие на Украине думают, что мы желали обвала или коллапса украинской экономике. Нет, ничего подобного. Наоборот, мы были заинтересованы в том, чтобы Украина нормально пережила этот отопительный сезон, потому что если бы случился коллапс, Киев начал бы воровать наш газ и мы бы получили очередную газовую войну с Европой, а это в наши планы никак не входит. Другое дело, что Украина закачала к началу сезона очень мало газа в хранилища, и то, что потеплело достаточно быстро в феврале-марте, Украину сильно выручило. Киев упрямился в отказе покупать газ с территории России, хотя по реверсу покупал тот же самый российский газ. А мог бы еще летом 2016 года заполнить хранилища значительно более дешевым газом. Газовая псевдо-независимость стоила Киеву дополнительных денег.

  5. Налоговые споры и пилотные проекты по переводу на НДД

    Минфин так и не согласовал с Минэнерго ситуацию с особыми налоговыми режимами для месторождений, подобных Самотлору. Опять начинается тяни-толкай: с одной стороны, Минфин согласен с экспериментом по НДД, с другой стороны, есть «Роснефть», которую интересы отрасли в целом не слишком волнуют, а волнуют только свои интересы и свой собственный налоговый режим. «Роснефть» даже не заявила проекта на эксперимент. Зато заявила, что по Самотлору должны быть отдельные льготы. И в общем-то сопротивление Минфина по этому вопросу понять можно. Единственное, в чем мы поддерживаем Минфин в налоговом вопросе, это в том, что льгот быть не должно. Должны быть общие понятные режимы, а когда у вас 40% нефти уже добывается по различным льготным режимам, конечно, это не совсем нормально. Другое дело, что Минфин общего вменяемого налогового режима предложить не может, и это пока великая драма. Даже этот эксперимент, который вовсе не является панацеей (потому что идти он будет долго и только на нескольких месторождениях), говорит нам о намерении просто затянуть время. Но когда самая крупная нефтяная компания страны говорит, что ей вообще НДД не нужно, лучше получить льготы по Самотлору, понятно, что Минфин такую ситуацию пытается использовать в свою пользу. Но слишком уж серьезный противник у него, поэтому ситуация ни в ту, ни в другую сторону пока не разрешилась.

  6. Правительство России провозгласило новую дивидендную политику

    Еще один финансовый спор: правительство России, прежде всего все тот же Минфин, считает, что государственные компании должны перечислять 50% дивидендов в бюджет. В логике правительства, поскольку эти компании являются акционерными обществами, то по государственному пакету акций не менее 50% дивидендов бюджет хотел бы получить. Однако часть прибыли компании инвестируют, и сейчас порог составляет 25%. Начались серьезные бои. Та же «Роснефть» заявила, что заплатит 35% в виде дивидендов. Заявление было достаточно безапелляционным. Пока вопрос не урегулирован. Конечно, это прежде всего касается «Роснефти» и Газпрома. Пока мы можем зафиксировать еще одно поле битвы, продолжим следить за развитием событий.

  7. Проведение форума «Арктика – территория диалога»

    Наибольший интерес, конечно, вызывает политическая часть этого мероприятия: визит Владимира Путина и Дмитрия Медведева в ледяную пещеру и переговоры относительно возможного политического будущего 2017 года и поста премьер-министра. Но в мероприятии есть и энергетический компонент: новый всплеск интереса к Арктике, опять начинается «арктическая лихорадка»: «Даешь новые проекты! Даешь гигантские государственные инвестиции!» Но мы считаем, что с Арктикой надо быть аккуратными, потому что если мы забудем про экономическую составляющую, мы будем получать проекты, где государство выступает инвестором, но смысла для него в этих проектах очень мало. Классическая история – это «Ямал СПГ»: фантастический налоговый режим, фактически бесплатно переданные лицензионные участки, инвестиции государства в инфраструктуру (практически 2/3 покрывается государством) и в ледокольный флот. При том, что главным аргументом за проект называют спрос на российские технологии, скажем, из 10 крупнейших поставщиков продукции на «Ямал СПГ» только один российский. И девальвация рубля очень серьезно ударила по экономике этого проекта, пришлось брать деньги из Фонда национального благосостояния. Что касается, например, газовозов, то строятся они на корейских верфях, все 15, а из российских товаров, скажем, используется фанера. Нужна ли нам Арктика сегодня, не вообще, а именно сегодня, этот вопрос остается открытым, и этот форум пока ответа не дал.

  8. ЛУКОЙЛ заявил о готовности продать свои заправки на территории России

    Сперва говорили про треть заправок, потом про все. Уже в начале апреля Алекперов встретился с Владимиром Путиным и сказал, что пока продавать заправки ЛУКОЙЛ не будет. Не исключено, что это была некая попытка шантажа правительства, но как бы то ни было, ЛУКОЙЛ поднял реальную проблему. У нас просто принято воспринимать налоговые компании, как жирных котов. Сколько на них налогов не накладывай, все равно у них денежки есть. Но реально уже маржа розничной продажи нефтепродуктов упала до таких смешных размеров, что смысла в ней нет. Здесь и вопросы акцизов, здесь и проблема нового налогообложения нефтепереработки. ЛУКОЙЛ также, кстати, говорит о возможности продажи НПЗ в Коми, «Роснефть» говорит о возможности продажи НПЗ в Поволжье, и это все реальные истории. Государство все еще воспринимает это как попытки шантажа. Да, потом можно позвать президента и попросить не продавать, но проблема-то никуда не денется.

  9. Возвращение на государственную службу генерала Феоктистова

    Этот человек считается причастным к аресту экс-министра Улюкаева. Интересно, что из ФСБ его забрали в «Роснефть», а после ареста Улюкаева вернули в органы. Но судя по всему арест экс-министра вызвал очень нервную реакцию в правительстве, и не исключено, что и президент не слишком оказался доволен развитием ситуации. Возникает ощущение, что Феоктистова решили от греха подальше вернуть в силовые структуры. Похоже, команда Медведева очень сильно стала жаловаться Путину на агрессивную политику Сечина, это и вызвало такие спешные кадровые изменения.

  10. Визит главы компании ExxonMobil Даррена Вудса в Москву и встреча его с президентом Путиным

    Встреча означает, что Россия готова вести диалог с западными компаниями, никакую дверь не закрывает, ни в какой ресурсный национализм не играет. Более того, ведь у нас с ExxonMobil суд по изменению налогового режима по Сахалин-1. Компания считает, что изменение налогообложения прибыли должно было привести к выплатам в ее пользу, и увеличила сумму иска. Что удивительно, после визита Вудса Минфин даже объявил о возможности досудебного урегулирования спора и выплаты ExxonMobil. Так что здесь компания чувствует себя комфортно. И бывший глава Exxon Рекс Тиллерсон был желанным гостем в Москве, и новый руководитель тоже пользуется вниманием. Конечно, политика тоже на эти отношения влияет, но поскольку у нас есть желание с Трампом и Тиллерсоном по-деловому договориться, это дает возможность Exxon какие-то вопросы решать.


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики