Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скважина по заявке

Скважина по заявке

Как упрощенный порядок разведки углеводородов должен активизировать недропользование Для нефтегазовых участков заработал «заявительный» принцип получения прав пользования на участки для разведки — без конкурса, хотя и не без некоторых ограничений. Подобная схема, утверждают в Минприроды, ранее доказала эффективность в случае с твердыми полезными ископаемыми. Решаются ли все проблемы геологоразведки на Дальнем Востоке введением нового принципа, разбиралось EastRussia.

Минприроды впервые сообщило о планах использовать заявительный принцип для распределения малоизученных месторождений углеводородов еще в марте 2016 года. Ведомству потребовался почти год на согласование текста соответствующего приказа с ФАС и Минэкономразвития.

В прошлом году министр Сергей Донской говорил о том, что расширение применения заявительного принципа позволит компенсировать снижение инвестиций в геологоразведку, связанное с макроэкономической ситуацией: «Мы прогнозируем рост инвестиций в поиск месторождений. По оценке экспертов, за пять лет он увеличится на 30% от сегодняшнего уровня».

Новый порядок утвержден Минприроды в январе. Он предполагает предоставление компаниям участков недр без аукционов и конкурсов, то есть по заявкам. До этого недропользователи могли получить лицензию на геологический поиск на неизученных углеводородных участках только после того, как подадут заявку на включение участка в перечень. Однако это не гарантировало получение лицензии, так как на участки в перечне могли претендовать сразу несколько компаний. С 2014 года заявительный порядок действует для твердых полезных ископаемых. Глава Минприроды Сергей Донской подсчитывал, что благодаря использованию заявительного принципа по участкам недр с ресурсами твердых полезных ископаемых относительная доля России в общемировых инвестициях в геологоразведку в 2013-2015 годах увеличилась более чем вдвое.

В 2015 году врио руководителя Роснедр Евгений Киселев заявлял, что после внедрения заявительного принципа в ближайшие три-четыре года приток инвестиций в геологоразведку в рамках выданных лицензий достигнет 10 млрд рублей в текущих ценах.

В 2015 году на Дальнем Востоке, где реализуются наиболее крупные и сложные проекты, выполнялась геологоразведка на твердые полезные ископаемые по 518 лицензиям за счет внебюджетных средств.

"Главная цель — привлекать частные инвестиции в поиск месторождений«,— говорит пресс-секретарь Минприроды Николай Гудков.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев пояснил EastRussia, что нововведение связано с изменением порядка рассмотрения заявок. В частности, заявительный принцип предоставления права пользования участками недр введен по отношению к участкам, по которым отсутствуют данные о наличии запасов или прогнозных ресурсов углеводородного сырья. "Я думаю, предоставленных для разведки участков, в том числе и в Якутии, достаточно для нефтегазовых компаний на 2017 год«,— говорит он. Естественно, чтобы избежать полностью бесконтрольного «самозахвата» участков, вводятся определенные ограничения: не более трех участков недр площадью не более 100 кв. км — для твердых полезных ископаемых, не более трех участков недр площадью не более 500 кв. км — для углеводородного сырья, при условии отсутствия в течение двух лет, предшествовавших дате подачи соответствующей заявки, нарушений условий пользования недрами по лицензиям, ранее полученным ими в заявительном порядке. Кроме того, речь может идти только об участках недр, где пока нет подтвержденных запасов и на них не ведется геологоразведка со стороны государства или других недропользователей.

Представитель компании «Роснефть», пожелавший остаться анонимным, говорит, что заявительный принцип на примере твердых полезных ископаемых показал очень хороший прирост. "Люди очень падки на то, чтобы взять себе то, что просто дается. Это упрощение законодательства, привлечение мелкого и среднего капитала. На самом деле в плане капитальных затрат разработка достаточно дорого стоит, далеко не все готовы взяться за разработку, поэтому вводится подобный общеотраслевой стимул. Это шикарный пример изменения законодательства, который раньше не применялся",— отмечает он. По его словам, сейчас даже те, кто ранее был далек от нефтегазовых разработок, могут гарантированно получить участки.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что в ДФО слабо развита инфраструктура, поэтому получить лицензию на добычу нефти и газа — лишь малая часть заботы эксплуатантов. Нужно еще построить нефтепровод, газопровод, железную дорогу или автомобильную дорогу, создать там электрогенерирующие мощности, при этом изученность Дальнего Востока крайне низка. «Поэтому у государства просто может не быть в нераспределенном фонде таких месторождений, которые заинтересовали бы инвесторов: нужны месторождения с большими запасами, чтобы они окупились после строительства инфраструктуры. В Якутии в ближайшее время будет работать только «Газпром» — нефтяная оторочка от Чаяндинского месторождения и соответственно добыча газа на том же участке",— отметил он в разговоре с EastRussia.

По мнению эксперта, государство готово на практику заявительного принципа, поскольку нет денег на изучения недр самостоятельно. "Поэтому оно позволяет попытать удачу компаниям. Но как правило проекты, на которые можно подать заявку, крайне рискованные, и шансов найти крупное месторождение довольно мало. Так как на Дальнем Востоке геологическая изученность низкая, то государство новыми правилами пытается исправить ситуацию«,— считает Игорь Юшков.

Директор Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин подчеркивает, что заявительный принцип для углеводородов — это хороший шаг в сторону частичного снятия с государства регулирующих функций, а в данном случае ожидается, что это приведет к увеличению инвестиций. Исполнительный директор общественной организации «Зеленая Арктика» Андрей Иванов согласен: заявительный принцип — в первую очередь решение системной задачи для страны по активизации геологоразведки. «Постоянно обсуждается, что у нас недостаточная геологоразведочная активность. И как раз за счет внедрения этого принципа в углеводородах получается, что открываются ворота постепенно. Это решает задачу по притоку новых средств в геологоразведку и поиск, это путь для создания пионерных компаний», — говорит он.

Автор: Алла Галанова

Источник: Eastrussia.ru, 21.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики