Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «В ближайшие полгода мы увидим исход борьбы за «Северный поток-2»

И. Юшков: «В ближайшие полгода мы увидим исход борьбы за «Северный поток-2»

Соглашение между «Газпромом» и европейскими компаниями о совместном финансировании «Северного потока-2» - это большой шаг вперед. Теперь понятно, что европейцы берут на себя часть обязательств по реализации проекта. Они документально закрепляют свои обещания финансировать этот проект. Им не дали создать совместное предприятие – Польша заблокировала это решение.

Другие европейские страны также могут не отказаться от попыток воспрепятствовать этому проекту. Северные страны должны выдать свое заключение, в том числе Дания. Она дает сигналы Брюсселю и Вашингтону о том, чтобы они дали свое видение этого проекта. Предполагается внести изменения в свое законодательство с целью запретить этот проект. Сейчас датское законодательство не позволяет запретить прокладку данного трубопровода, только в случае если он угрожает экологической обстановке. Изменения подразумевают разрешение на запрет по политическим, военным основаниям.

Пока что ни Брюссель, ни Вашингтон на эту инициативу не ответили. Они ждут. Еврокомиссия не препятствует реализации этого проекта. Только отдельные страны препятствуют – прибалтийские государства, Польша, которая традиционно препятствует российским проектам, хотя никакой угрозы «Северный поток-2» для них не несет. Тем более эти страны не поставляют газ в Европу – мы не отбираем их хлеб.

Что касается иска к полной нагрузке ответвления от «Северного потока–1» – газопровода «Опал», то это попытка подорвать реализацию «Северного потока–2». Этому проекту препятствуют опять же Польша, Литва и Украина. У всех претензии разные. Польша говорит, что этот проект увеличит зависимость Евросоюза от российского газа. По этому газопроводу якобы должен пойти некий новый газ и т.д. Украина присоединяется к этому иску, но при этом предлагает совершенно противоположную аргументацию – потому что те же самые объемы, которые есть сейчас, пойдут не через Украину, а через другие страны. То есть если разрешить загрузку «Опала» и строительство «Северного потока–2», то Украина лишится транзита российского газа. Это абсолютно противоположная аргументация, чем у Польши. У кого-то политический интерес, у кого-то и политический, и экономический, как у Украины, которая вроде бы и против сотрудничества с Россией, но хочет сохранить транзит ее газа по своей территории.

Поэтому соглашение о финансировании «Северного потока – 2» - важный шаг со стороны Евросоюза. Но проблема раскола в Европе остается. Бизнес выступает за сотрудничество с Россией, за укрепление энергетической безопасности, в том числе от транзитеров. Но есть политические силы, которые выступают против сотрудничества с Россией. Кто победит, до конца неизвестно. В ближайшие полгода мы увидим исход этой борьбы. 2018-2019 годы – это даты активного строительства «Северного потока–2». Поэтому к сентябрю-октябрю должны быть выданы разрешения на строительство. Пока тенденция складывается в пользу «Газпрома». Мы видим, что Еврокомиссия пошла навстречу компании в вопросе антимонопольного иска. Она же изначально разрешила загрузку газопровода «Опал» на 100%. Только по решению Польши это было блокировано. Таким образом, в Европе блок сотрудничества с Россией укрепляет свои позиции.

Тем не менее, остаются риски для проекта, исходящие от США. Если они опять начнут давить на европейские страны, это разрушит наше сотрудничество с ними, как и в случае с «Южным потоком», когда болгары в последний момент отказались от участия в проекте. То же самое может произойти с Данией, к примеру.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 26.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики