Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «В ближайшие полгода мы увидим исход борьбы за «Северный поток-2»

И. Юшков: «В ближайшие полгода мы увидим исход борьбы за «Северный поток-2»

Соглашение между «Газпромом» и европейскими компаниями о совместном финансировании «Северного потока-2» - это большой шаг вперед. Теперь понятно, что европейцы берут на себя часть обязательств по реализации проекта. Они документально закрепляют свои обещания финансировать этот проект. Им не дали создать совместное предприятие – Польша заблокировала это решение.

Другие европейские страны также могут не отказаться от попыток воспрепятствовать этому проекту. Северные страны должны выдать свое заключение, в том числе Дания. Она дает сигналы Брюсселю и Вашингтону о том, чтобы они дали свое видение этого проекта. Предполагается внести изменения в свое законодательство с целью запретить этот проект. Сейчас датское законодательство не позволяет запретить прокладку данного трубопровода, только в случае если он угрожает экологической обстановке. Изменения подразумевают разрешение на запрет по политическим, военным основаниям.

Пока что ни Брюссель, ни Вашингтон на эту инициативу не ответили. Они ждут. Еврокомиссия не препятствует реализации этого проекта. Только отдельные страны препятствуют – прибалтийские государства, Польша, которая традиционно препятствует российским проектам, хотя никакой угрозы «Северный поток-2» для них не несет. Тем более эти страны не поставляют газ в Европу – мы не отбираем их хлеб.

Что касается иска к полной нагрузке ответвления от «Северного потока–1» – газопровода «Опал», то это попытка подорвать реализацию «Северного потока–2». Этому проекту препятствуют опять же Польша, Литва и Украина. У всех претензии разные. Польша говорит, что этот проект увеличит зависимость Евросоюза от российского газа. По этому газопроводу якобы должен пойти некий новый газ и т.д. Украина присоединяется к этому иску, но при этом предлагает совершенно противоположную аргументацию – потому что те же самые объемы, которые есть сейчас, пойдут не через Украину, а через другие страны. То есть если разрешить загрузку «Опала» и строительство «Северного потока–2», то Украина лишится транзита российского газа. Это абсолютно противоположная аргументация, чем у Польши. У кого-то политический интерес, у кого-то и политический, и экономический, как у Украины, которая вроде бы и против сотрудничества с Россией, но хочет сохранить транзит ее газа по своей территории.

Поэтому соглашение о финансировании «Северного потока – 2» - важный шаг со стороны Евросоюза. Но проблема раскола в Европе остается. Бизнес выступает за сотрудничество с Россией, за укрепление энергетической безопасности, в том числе от транзитеров. Но есть политические силы, которые выступают против сотрудничества с Россией. Кто победит, до конца неизвестно. В ближайшие полгода мы увидим исход этой борьбы. 2018-2019 годы – это даты активного строительства «Северного потока–2». Поэтому к сентябрю-октябрю должны быть выданы разрешения на строительство. Пока тенденция складывается в пользу «Газпрома». Мы видим, что Еврокомиссия пошла навстречу компании в вопросе антимонопольного иска. Она же изначально разрешила загрузку газопровода «Опал» на 100%. Только по решению Польши это было блокировано. Таким образом, в Европе блок сотрудничества с Россией укрепляет свои позиции.

Тем не менее, остаются риски для проекта, исходящие от США. Если они опять начнут давить на европейские страны, это разрушит наше сотрудничество с ними, как и в случае с «Южным потоком», когда болгары в последний момент отказались от участия в проекте. То же самое может произойти с Данией, к примеру.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 26.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики