Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегаз берет реванш у Минфина: госкомпании могут выплатить меньше дивидендов, чем хочет кабмин

Нефтегаз берет реванш у Минфина: госкомпании могут выплатить меньше дивидендов, чем хочет кабмин

Премьер Дмитрий Медведев поручил направить на выплату дивидендов 50% от годовой прибыли госкомпаний по международным стандартам финансовой отчетности. Аналогичную директиву кабмин давал год назад, тогда речь шла о прибыли по РСБУ или МФСО, но компании обязаны были сделать выбор в пользу большей суммы. Позднее из правила сделали исключения для крупнейших игроков нефтегазового сектора, на которых приходится львиная доля дивидендов. Новое поручение кабмин выпустил уже после заседаний советов директоров ряда госкомпаний, где прозвучали рекомендации о выплате дивидендов ниже указанной планки. Эксперты Накануне.RU не исключают, что нефтегаз и в этот раз добьется преференций — сектор берет реванш у Минфина за увеличение налоговой нагрузки. 

Решение правительством принято «в целях мобилизации доходов федерального бюджета» и касается всех обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (в том числе в инфраструктурных компаний, компаний нефтегазового и оборонно-промышленного комплекса). Накануне публикации поручения первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что меру одобрил президент России Владимир Путин, при этом некоторые компании могут рассчитывать на понижение планки.

«Предложения такие, что максимально с кого можно взять — взять 50%. А там, где это сделать невозможно, для этого должны быть веские причины, и это должна быть сложная процедура принятия такого решения», — сказал Шувалов журналистам.

На сайте Правительства не говорится о каких-либо исключениях, но нефтегазовые компании на них рассчитывают. Напомним, что камбин уже в прошлом году увеличил норму прибыли для дивидендов с 25% до 50%. Речь шла обо всех компаниях, но по итогам «Газпром» выплатил акционерам 50% от прибыли по РСБУ, она составила 175,2 млрд руб. При этом, прибыль компании по МСФО — 787 млрд руб. «Роснефть» направила на дивиденды 124,5 млрд руб., что составило порядка 35% по МСФО. «Транснефть» по объективным причинам не смогла выполнить условия кабмина и выплатила 12,8 млрд руб. — это 100% от прибыли по РСБУ и 9% — по МСФО.

Совет директоров «Роснефти» рекомендовал по итогам 2016 г. вновь направить на дивиденды 35% от прибыли по МСФО. При этом за счет вхождения в капитал новых инвесторов доля государства снизилась и «Роснефтегаз» получит порядка 31,7 млрд руб. Совет директоров «Газпрома» рекомендовал направить 24% прибыли по МСФО на дивиденды. Нельзя сказать, что компании обходят решение Правительства, так как норма выплат всегда согласуется с кабмином, отмечает директор фонда энергетической безопасности Сергей Пикин.

«Представители Правительства на собрании акционеров голосуют за директиву о норме выплат дивидендов, это некая договоренность с кабмином. Нефтегазовые компании упирают на то, что у них большие инвестиционные программы и дивиденды они должны направлять, в первую очередь, на их реализацию, а не акционерам. Если правительство соглашается с этими доводами, значит, видит их объективными. Против жесткой директивы госкомпании не смогли бы пойти», — поделился своим мнением с Накануне.RU Пикин.

Инвестпрограмма «Газпрома» достигает 1 трлн руб., «Транснефть» так же реализует большие проекты по расширению ВСТО и строительству трубопровода на Дальнем Востоке. Сомневаться в объективности тех или иных затрат госкомпаний можно, но нельзя поспорить с ростом налоговой нагрузки на сектор, замечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Для нефтегаза проблема особенно актуальна из-за последствий «налогового маневра». Даже когда речь идет о снижении фискальной нагрузки, как в случае с введением налога на дополнительный доход, выпадающие доходы предложено компенсировать за счет других компаний. Поэтому сектор пытается взять реванш у Минфина, когда дело доходит до дивидендов.

«Когда речь идет о налогах, в нефтегазовом секторе госкомпании страдают иногда даже больше частных компаний. Если мы возьмем ставку налога на 1 тыс. кубометров газа, то для „Газпрома“, как для монопольного экспортера, она будет выше, чем для независимого производителя. В нефтяной индустрии повышены налоги с переработки. Добыча сконцентрирована в руках нескольких компаний и когда мы говорим о диалоге Минфина с госсектором, мы говорим о диалоге со всей отраслью, поэтому вопрос выплаты дивидендов напрямую связан с фискальной нагрузкой на нефтегазовые компании. И они справедливо возмущаются, что после того, как заплатили дополнительные налоги вынуждены отдавать акционерам повышенную норму прибыли. Дивидендная политика должна быть увязана с разумной налоговой политикой», — отметил в беседе с Накануне.RU Симонов.

Успешность торга нефтегаза с Минфином по вопросу дивидендов зависит от исполнения бюджета текущего года, отмечают эксперты. Если цены на нефть останутся высокими и доходная часть бюджета будет формироваться по плану, Правительство вновь уступит. Советы директоров лишь дают рекомендацию, но не принимают решений, акционеры компаний соберутся в июне, рассказал Накануне.RU аналитик ФИНАМа Тимур Нигматуллин. По его мнению, на собраниях акционеров дивиденды могут поднять до нормы, установленной Правительством:

«Выгодоприобретателями от повышения нормы выплат станет не только Минфин, но и миноритарные акционеры. Госкомпании в России из-за не совсем прозрачной системы принятия решений оцениваются рынком очень дешево и объявление высоких дивидендов — это шанс акционеров монетизировать владение акциями компаний. Мы видим, что широкий перечень госкомпаний на новостях об установлении высокой планки дивидендных выплат подорожали».

Поблажки для нефтегазового сектора дискредитируют саму идею повышения нормы прибыли ради пополнения казны, ведь на компании ТЭКа приходится львиная доля дохода.

«Когда сначала принимается решение о том, что все платят 50%, а потом из списка исключают „Газпром“, „Роснефть“, „Транснефть“ и кого-то еще — получается какая-то глупость с управленческой точки зрения. Но связана она с тем, что на одном поле — налоговом, компании переиграл Минфин, сейчас проигравшая сторона берет реванш. Я противник исключений, хотя это типично российская история: „все равны, но есть тот, кто ровнее“. Однако, в нашей ситуации Минфин сам создал проблемы, проводя подобную налоговую политику», — отметил Константин Симонов.

Автор: Алена Ласкутова

Источник: Накануне.RU, 28.04.2017 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики