Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Абэ приезжал за островами или за энергоресурсами?

Абэ приезжал за островами или за энергоресурсами?

В конце апреля премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Москву с официальным визитом. Официальной темой переговоров с Владимиром Путиным стала реализация ранее достигнутых договоренностей и перспективы развития российско-японского сотрудничества в экономике и политике. Хотя переговорный процесс проходит довольно активно, результатов в политической плоскости пока не видно. Центральный, как минимум для Японии, вопрос – принадлежность Кульских островов, остается нерешенным. Однако, несмотря на это, в отношениях Москвы и Токио на первое место может вскоре выйти вопрос энергоносителей.

Три года назад, в апреле 2013 г., С. Абе впервые посетил Россию. Это был первый визит японского премьера с 2003 г.; после этого прошла целая серия переговоров на высшем уровне, – как в России, так и в Японии. Стороны подписали множество меморандумов и соглашений.

Но Владимир Путин  и С. Абэ понимают, что проблема принадлежности спорных территорий не будет решена в ближайшее время.

Российское руководство не видит сколько-нибудь существенных позитивных последствий даже частичного сокращения суверенитета над Курильскими островами. Население воспримет передачу островов Японии негативно, да и сама власть не готова на такой шаг.

Со стороны Японии стремления идти на политические уступки относительно островов не видно. С одной стороны, С. Абэ готов искать компромисс. С другой стороны, по неофициальной информации, генеральный секретарь Совета безопасности Японии Сетаро Яти во время визита в Москву сообщил российскому коллеге Николаю Патрушеву, что в случае передачи Японии Курильских островов на них могут быть размещены базы НАТО.

Иная ситуация складывается в сфере экономического сотрудничества. С. Абэ, по сути, проводит «политику подкупа». Он предлагает совместно развивать российскую экономику, рассчитывая когда-нибудь добиться смягчения российской позиции по вопросу спорных территорий. Такая стратегия может сыграть лишь в долгосрочной перспективе, но для японского премьера она выглядит единственно возможной. Однако кроме политической составляющей экономическое взаимодействие с Россией должно принести Японии конкретные прагматические выгоды.

Наиболее перспективным является энергетический сегмент взаимодействия. Это подтверждает тот факт, что накануне встречи В. Путина и С. Абэ в Москве министр энергетики РФ Александр Новак посетил Токио, где 21 апреля состоялось третье заседание российско-японского консультационного энергетического совета.

Япония фактически не имеет собственных энергетических ресурсов. Поэтому ей важно обеспечить надежные поставки углеводородов. Россия имеет выгодное расположение и большие запасы углеводородов, что крайне важно для Японии. По данным Минэнерго РФ, в 2016 г. Россия поставила в Японию 18,54 млн угля (на 16% больше показателя 2015 г.), около 10 млн т. нефти и более 7 млн т. сжиженного природного газа (СПГ). В будущем доля России как поставщика энергоресурсов в Японию может возрасти.

Токио выгодно диверсифицировать источники поставки энергоресурсов, так как в настоящее время большая часть сырья приходит в страну с южного направления.

Напряженность вокруг КНДР может привести к ухудшению отношений США и Китая, которые уже сейчас конкурируют за контроль над Малаккским проливом. Через эту торговую артерию проходит весь поток танкеров с углеводородами и с Ближнего Востока и Африки на рынки Азии, и Японии в частности. Япония закупает около 85% нефти в странах Ближнего Востока.

 я-1.png

Источник: Ministry of Economy, Trade and Industry  Japan.

 

 

В последние годы Япония наращивала закупки российской нефти. Хотя в 2016 г. объем поставок резко сократился. Это связано с тем, что «Роснефть», заключив контракты с Китаем по продаже нефти, стала поставлять часть объемов через порт Козьмино. Соответственно, другие компании не смогли продавать свою нефть в Японию.

 я-2.png

Источник:  Портал внешнеэкономической информации РФ по данным таможенной статистики Японии.

 

 

В 2017 г. Китай планирует завершить строительство расширения нефтепровода Мохэ – Дацин, что позволит решить проблему и вновь нарастить поставки нефти в Японию. Япония также стремится расширить участие своих компаний в добычных проектах в России.

Компании Mitsui & Co. Ltd и Mitsubishi Corporation владеют 12,5% и 10%  в операторе проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy, а консорциум Sakhalin Oil and Gas Development Co. Ltd (SODECO) владеет 30% в операторе «Сахалина-1». ООО «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и государственная японская компания JOGMEC (Japan Oil, Gas and Metals Corporation)  проводят геологоразведку в Восточной Сибири за счет двух совместных предприятий, созданных в 2007 г. и 2009 г.

К настоящему времени партнеры открыли 4 месторождения: нефтяное месторождение им. Бориса Синявского, Ичединское и Большетирское нефтяные месторождения, Токминское нефтегазоконденсатное месторождение. Но существенная добыча производится только на Ичединском месторождении: в 2017 г. планируется произвести там 1,3 млн т. нефти. Для Японии проекты ИНК интересны, так как позволяют поставлять нефть по ВСТО в порт Козьмино и далее на японский рынок.

Однако еще большее значение для Японии имеет поставка сжиженного природного газа – СПГ. Страна импортирует 100% газа, а после аварии на АЭС Фукусима в 2011 г. использование газа возросло: 94,5 млрд куб. м. в 2010 и 116,9 млрд куб. м. в 2012 г. Япония в настоящее время является крупнейшим потребителем СПГ: в 2016 г. объем импорта составил 83,34 млн т. или 113,34 млрд куб. м.

я-3.png   

 

Источник: GIIGNL.

 

Дефицит газа привел к существенному росту цен. Хотя с рекордных значений 2012-2014 гг., когда цены превышали $16 за mBtu (млн британских термических единиц), они сейчас упали до примерно $6 за mBtu, стоимость газа существенна для японской экономики. Поэтому с одной стороны Токио постепенно возвращает в строй АЭС, а с другой – ищет менее затратные, чем в Австралии СПГ проекты для закупки сырья.

я-4.png  

Источник: Spot LNG Price Statistics. Ministry of Economy, Trade and Industry  Japan.

Японские компании проявляют интерес к участию в российских СПГ проектах. Они поддерживают проект строительства третьей очереди действующего на Сахалине СПГ завода, увеличивая его мощность с 9,6 до 15 млн т. в год. Долгое время Токио следил за ходом реализации проекта «Ямал СПГ», но купить в нем долю так и не решился. Зато инжиниринговые компании JGC и Chiyoda владеют по 25% генподрядчика, строящего «Ямал СПГ» – Yamgaz; остальные 50% – у французской Technip. Японская Mitsui O.S.K. Lines в составе одного из консорциумов является заказчиком арктических СПГ танкеров для перевозки сжиженного газа с Ямала. А Yokogawa является поставщиком интегрированной системы контроля и безопасности для «Ямала СПГ».

В ноябре 2016 г. японский Japan Bank for International Cooperation (JBIC) открыл «Ямалу СПГ» кредитную линию в €200 млн. Теперь НОВАТЭК стремится привлечь японские компании в смежный проект – «Арктик СПГ», реализуемый на базе месторождений Гыданского полуострова. СПГ этих проектов в летний период может поставляться в Японию по Северному морскому пути.

Суммарно три указанные СПГ проекта могут вывести на рынок 38 млн т СПГ в год. Получение части этих объемов позволит Японии снизить цены на рынке и обеспечить географическую диверсификацию поставщиков.

Таким образом, ступор в территориальном вопросе России и Японии с лихвой компенсируется перспективами развития взаимовыгодных энергетических проектов. Нынешняя ситуация показывает, что развивать торговлю можно и без мирного договора. Вряд ли бизнес шел бы быстрее при его наличии. Более того, возможно, что организуемые под предлогом разрешения территориального спора российско-японские переговоры будут посвящены исключительно экономическим темам.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 02.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики