Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Абэ приезжал за островами или за энергоресурсами?

Абэ приезжал за островами или за энергоресурсами?

В конце апреля премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Москву с официальным визитом. Официальной темой переговоров с Владимиром Путиным стала реализация ранее достигнутых договоренностей и перспективы развития российско-японского сотрудничества в экономике и политике. Хотя переговорный процесс проходит довольно активно, результатов в политической плоскости пока не видно. Центральный, как минимум для Японии, вопрос – принадлежность Кульских островов, остается нерешенным. Однако, несмотря на это, в отношениях Москвы и Токио на первое место может вскоре выйти вопрос энергоносителей.

Три года назад, в апреле 2013 г., С. Абе впервые посетил Россию. Это был первый визит японского премьера с 2003 г.; после этого прошла целая серия переговоров на высшем уровне, – как в России, так и в Японии. Стороны подписали множество меморандумов и соглашений.

Но Владимир Путин  и С. Абэ понимают, что проблема принадлежности спорных территорий не будет решена в ближайшее время.

Российское руководство не видит сколько-нибудь существенных позитивных последствий даже частичного сокращения суверенитета над Курильскими островами. Население воспримет передачу островов Японии негативно, да и сама власть не готова на такой шаг.

Со стороны Японии стремления идти на политические уступки относительно островов не видно. С одной стороны, С. Абэ готов искать компромисс. С другой стороны, по неофициальной информации, генеральный секретарь Совета безопасности Японии Сетаро Яти во время визита в Москву сообщил российскому коллеге Николаю Патрушеву, что в случае передачи Японии Курильских островов на них могут быть размещены базы НАТО.

Иная ситуация складывается в сфере экономического сотрудничества. С. Абэ, по сути, проводит «политику подкупа». Он предлагает совместно развивать российскую экономику, рассчитывая когда-нибудь добиться смягчения российской позиции по вопросу спорных территорий. Такая стратегия может сыграть лишь в долгосрочной перспективе, но для японского премьера она выглядит единственно возможной. Однако кроме политической составляющей экономическое взаимодействие с Россией должно принести Японии конкретные прагматические выгоды.

Наиболее перспективным является энергетический сегмент взаимодействия. Это подтверждает тот факт, что накануне встречи В. Путина и С. Абэ в Москве министр энергетики РФ Александр Новак посетил Токио, где 21 апреля состоялось третье заседание российско-японского консультационного энергетического совета.

Япония фактически не имеет собственных энергетических ресурсов. Поэтому ей важно обеспечить надежные поставки углеводородов. Россия имеет выгодное расположение и большие запасы углеводородов, что крайне важно для Японии. По данным Минэнерго РФ, в 2016 г. Россия поставила в Японию 18,54 млн угля (на 16% больше показателя 2015 г.), около 10 млн т. нефти и более 7 млн т. сжиженного природного газа (СПГ). В будущем доля России как поставщика энергоресурсов в Японию может возрасти.

Токио выгодно диверсифицировать источники поставки энергоресурсов, так как в настоящее время большая часть сырья приходит в страну с южного направления.

Напряженность вокруг КНДР может привести к ухудшению отношений США и Китая, которые уже сейчас конкурируют за контроль над Малаккским проливом. Через эту торговую артерию проходит весь поток танкеров с углеводородами и с Ближнего Востока и Африки на рынки Азии, и Японии в частности. Япония закупает около 85% нефти в странах Ближнего Востока.

 я-1.png

Источник: Ministry of Economy, Trade and Industry  Japan.

 

 

В последние годы Япония наращивала закупки российской нефти. Хотя в 2016 г. объем поставок резко сократился. Это связано с тем, что «Роснефть», заключив контракты с Китаем по продаже нефти, стала поставлять часть объемов через порт Козьмино. Соответственно, другие компании не смогли продавать свою нефть в Японию.

 я-2.png

Источник:  Портал внешнеэкономической информации РФ по данным таможенной статистики Японии.

 

 

В 2017 г. Китай планирует завершить строительство расширения нефтепровода Мохэ – Дацин, что позволит решить проблему и вновь нарастить поставки нефти в Японию. Япония также стремится расширить участие своих компаний в добычных проектах в России.

Компании Mitsui & Co. Ltd и Mitsubishi Corporation владеют 12,5% и 10%  в операторе проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy, а консорциум Sakhalin Oil and Gas Development Co. Ltd (SODECO) владеет 30% в операторе «Сахалина-1». ООО «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и государственная японская компания JOGMEC (Japan Oil, Gas and Metals Corporation)  проводят геологоразведку в Восточной Сибири за счет двух совместных предприятий, созданных в 2007 г. и 2009 г.

К настоящему времени партнеры открыли 4 месторождения: нефтяное месторождение им. Бориса Синявского, Ичединское и Большетирское нефтяные месторождения, Токминское нефтегазоконденсатное месторождение. Но существенная добыча производится только на Ичединском месторождении: в 2017 г. планируется произвести там 1,3 млн т. нефти. Для Японии проекты ИНК интересны, так как позволяют поставлять нефть по ВСТО в порт Козьмино и далее на японский рынок.

Однако еще большее значение для Японии имеет поставка сжиженного природного газа – СПГ. Страна импортирует 100% газа, а после аварии на АЭС Фукусима в 2011 г. использование газа возросло: 94,5 млрд куб. м. в 2010 и 116,9 млрд куб. м. в 2012 г. Япония в настоящее время является крупнейшим потребителем СПГ: в 2016 г. объем импорта составил 83,34 млн т. или 113,34 млрд куб. м.

я-3.png   

 

Источник: GIIGNL.

 

Дефицит газа привел к существенному росту цен. Хотя с рекордных значений 2012-2014 гг., когда цены превышали $16 за mBtu (млн британских термических единиц), они сейчас упали до примерно $6 за mBtu, стоимость газа существенна для японской экономики. Поэтому с одной стороны Токио постепенно возвращает в строй АЭС, а с другой – ищет менее затратные, чем в Австралии СПГ проекты для закупки сырья.

я-4.png  

Источник: Spot LNG Price Statistics. Ministry of Economy, Trade and Industry  Japan.

Японские компании проявляют интерес к участию в российских СПГ проектах. Они поддерживают проект строительства третьей очереди действующего на Сахалине СПГ завода, увеличивая его мощность с 9,6 до 15 млн т. в год. Долгое время Токио следил за ходом реализации проекта «Ямал СПГ», но купить в нем долю так и не решился. Зато инжиниринговые компании JGC и Chiyoda владеют по 25% генподрядчика, строящего «Ямал СПГ» – Yamgaz; остальные 50% – у французской Technip. Японская Mitsui O.S.K. Lines в составе одного из консорциумов является заказчиком арктических СПГ танкеров для перевозки сжиженного газа с Ямала. А Yokogawa является поставщиком интегрированной системы контроля и безопасности для «Ямала СПГ».

В ноябре 2016 г. японский Japan Bank for International Cooperation (JBIC) открыл «Ямалу СПГ» кредитную линию в €200 млн. Теперь НОВАТЭК стремится привлечь японские компании в смежный проект – «Арктик СПГ», реализуемый на базе месторождений Гыданского полуострова. СПГ этих проектов в летний период может поставляться в Японию по Северному морскому пути.

Суммарно три указанные СПГ проекта могут вывести на рынок 38 млн т СПГ в год. Получение части этих объемов позволит Японии снизить цены на рынке и обеспечить географическую диверсификацию поставщиков.

Таким образом, ступор в территориальном вопросе России и Японии с лихвой компенсируется перспективами развития взаимовыгодных энергетических проектов. Нынешняя ситуация показывает, что развивать торговлю можно и без мирного договора. Вряд ли бизнес шел бы быстрее при его наличии. Более того, возможно, что организуемые под предлогом разрешения территориального спора российско-японские переговоры будут посвящены исключительно экономическим темам.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 02.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики